Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в Новобеличском доме престарелых и инвалидов)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 8/21 ноября 1997…

Покровский храм в Бортничах

Приходская церковь села Бортничи. Деревянная церковь в селе Бортничи,…

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в областной больнице)

Первая Литургия совершена в июне 1999 г. Храм размещается в…
Публикации

Радоница

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К…

Как распинают в XXI веке

Не так давно велись дискуссии вокруг фильма Мэла Гибсона “Страсти Христовы”. Но…

Гореть огнем подвига

29 марта исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося церковного деятеля,…

Великая агиасма

Богоявленская вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви великой агиасмой - великой святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение.

На ектении великого освящения воды Церковь молится: "О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа".

"О еже быти воде сей, освящения даву, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на всяку пользу изрядну (сильную)"...

В этих прошениях на ектении и в последующей молитве священника Церковь свидетельствует о тех многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою "черплющим и причащающимся" этой святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в беседе на Крещение (беседа 37-я) говорил св. Иоанн Златоуст: "Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, но почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника" (см.: такие Типикон, 5 января).

Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачество; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Св. Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше жилища своих прихожан, окропляли их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой святыни в крещенский сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушения пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Минея и Типикон, под 5 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление, и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи: "не добре творят". "Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших: очищение же (или очищения) от сих пием без сомнения сию святую воду" (но в Русской Церкви и народе сложилось такое отношение к святой Богоявленской воде, что ее принимают только на голодный желудок как великую святыню, т.е. подобно антидора, просфоре и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению веры к этой святыне). (Типикон, 6 января, "зри").

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu