Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в 17‑й больнице)

Территория, занимаемая 17‑й больницей, до революции принадлежала…

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…

Храм святителя Петра Могилы (на Сырце)

Первая Литургия отслужена в Лазареву субботу, 22 апреля 2000 г. Храм…

Публикации

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский

Как свидетельствует Иоакимовская летопись, святитель Михаил был по…

День третьего рождения обители. В Киево-Печерской лавре отпраздновали 20-летие возрождения монашеской жизни

22 июня, в день Всех святых, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра отметила…

Земной удел Божией Матери

Сегодня на Афоне действует 20 монастырей. Их число, согласно Уставу монашеской…

mitr_Antonij_Hrapovitskij29 марта исполняется 145 лет со дня рождения выдающегося церковного деятеля, писателя и богослова митрополита Антония (Храповицкого).

Алексей Павлович Храповицкий, будущий митрополит Антоний, родился 17 (29) марта 1863 г. в с. Ватагино Крестецкого уезда Новгородской губернии в семье помещика. Большое влияние на духовное развитие сына оказала мать — Наталья Петровна, женщина глубоко религиозная. Вместе с матерью маленький Алеша посещал храмы, святые места и обители, особенно в древнем Новгороде, куда переехала семья. “Здесь я возлюбил Христову Церковь, являвшую в себе Божественную славу: в древних новгородских храмах, в мощах святых угодников и в благолепии архиерейских служений”, — вспоминал владыка Антоний. Эти посещения, а также чтение святоотеческих книг и современных авторов-славянофилов, таких как Алексей Хомяков, Константин Аксаков, Иван и Петр Киреевские, рано сформировали его религиозное мироощущение. В юности он испытал и влияние Ф. М. Достоевского. Еще учась в гимназии, а потом в академии, он не пропускал ни одного литературного вечера, на котором выступал великий писатель.

Окончив в Петербурге с золотой медалью 5-ю классическую гимназию, юноша вопреки воле отца поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Перед самым окончанием академии, 18 мая 1885 г., Храповицкий принял постриг с именем Антония в честь прп. Антония Римлянина. Три года спустя за расширенное и переработанное кандидатское сочинение советом СПбДА доцент иеромонах Антоний (Храповицкий) был возведен в ученую степень магистра богословия. Результатом глубоких занятий библеистикой стало его сочинение “Толкование на Книгу пророка Михея” (СПб., 1890), раскрывающее мессианское значение книги. Помимо преподавания отец Антоний занимался активной благотворительной деятельностью: вместе со своими студентами посещал тюрьмы, больницы, ночлежки, был членом Общества религиозно-нравственного просвещения, где выступал с докладами. Его выступления, особенно полюбившиеся слушателям: “Что следует разуметь под спасающей верой”, “Учение Божественного откровения о спасительном значении слова Божия”, были изданы отдельными брошюрами.

Еще во время учебы в Петербургской духовной академии Антоний познакомился с выдающимся проповедником Иоанном Кронштадтским, чей бесценный пастырский опыт стал одной из основ курса пастырского богословия, который Антоний читал во всех академиях, где преподавал и был ректором. В 1891 г. 28-летний архимандрит Антоний (Храповицкий) был назначен ректором Московской духовной академии. “Лекции ректора по пастырству горели таким внутренним огнем подвига, таким горячим призывом служить Христу и Церкви, что влияние их незабываемо”, — вспоминал выпускник академии, протопресвитер Т. Теодорович. Важной заботой архимандрита Антония (Храповицкого) как ректора было привлечение студентов к принятию иночества. Большинство из 60 пострижеников архимандрита Антония времен его ректорства в академиях стали потом архиереями. Один из них, митрополит Евлогий (Георгиевский), писал в книге воспоминаний “Путь моей жизни”: “Молодой, высокообразованный, талантливый и обаятельный, с десятилетнего возраста мечтавший стать монахом, архимандрит Антоний был фанатиком монашества. Его пламенный монашеский дух заражал, увлекал, зажигал сердца... Перед нашим взором развертывались грандиозные перспективы: восстановление патриаршества, введение новых церковных начал, переустройство академии в строго церковном духе... Идею монашества архимандрит Антоний пропагандировал среди нас поистине фанатически”. Однако Московский митрополит Сергий (Ляпидевский) полагал, что не следует постригать в монахи кандидатов до 30 лет, в то время как возраст выпускников Духовной Академии в среднем составлял 23–24 года. Конфликт стал причиной перевода архимандрита Антония в Казань на должность ректора Казанской Духовной академии (КазДА) в 1895г.

В КазДА молодой ректор очень быстро завоевал сердца и умы студентов. Свои лекции по пастырскому богословию он строил в форме живого диалога со слушателями, богато украшая их примерами из истории и литературы. 7 сентября 1897 г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. КазДА имела специальное миссионерское отделение, и ректор выступил инициатором проведения в Казани 3-го Всероссийского миссионерского съезда. 14 июля 1900 г. епископ Антоний был переведен на Уфимскую и Мензелинскую кафедру. Тяжело переживал владыка предстоящую разлуку со ставшей ему родной академией и с Казанью. В знак любви и признательности он передал академии средства, вырученные от издания своего трехтомного собрания сочинений, а также значительную сумму личных сбережений в пользу недостаточных студентов. Особым событием в жизни владыки Антония стало его приветственное послание Патриарху Константинопольскому Иоакиму III по случаю его вторичного восшествия на Патриарший Престол, напечатанное в “Уфимских Епархиальных Ведомостях”. Открытое проявление епископом Антонием приверженности к Патриаршему возглавлению Церкви вызвало острое недовольство обер-прокурора К. П. Победо­носцева.

22 апреля 1902 г. епископ Антоний (Храповицкий) был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедру, самую крупную по числу приходов в Русской Православной Церкви. Новый энергичный архиерей прежде всего стремился укрепить в духовенстве любовь к пастве, обратить его, по собственным словам Антония, “от буржуазности к народности, от светскости к Православию”. Постоянно заботился владыка о материальном положении клириков, строил и восстанавливал храмы. Особое внимание преосвященный Антоний уделял возрождению Почаевской Лавры, в которой построил новый храм во имя Святой Троицы — точную копию Троицкого храма в Троице-Сергиевой Лавре. В 1906–07 гг. архиепископ Антоний являлся членом Государственного совета, а пятью годами позже был избран постоянным членом Святейшего Синода.

В мае 1914-го архиепископ Антоний получил новое назначение — на Харьковскую и Ахтырскую кафедру, а летом началась Первая мировая война. Владыка лично благословлял войска, уходившие на фронт, опубликовал специальное послание “Христолюбивому воинству”. В феврале 1917 г., с приходом к власти Временного правительства, архиепископ Антоний вынужден был оставить свою кафедру и покинуть Харьков. Живя на Валааме, он написал свою самую полемичную работу “Догмат искупления”.

В августе 1917 г. он вновь был избран на Харьковско-Ахтырскую кафедру и тогда же, как правящий архиерей, отправился в Москву, на Поместный Собор Русской Православной Церкви. На Соборе владыка Антоний исполнял обязанности заместителя председателя — митрополита Московского Тихона (Белавина). Основным на Соборе был вопрос о восстановлении патриаршества в Русской Церкви, упраздненного Петром I. Архиепископ Антоний, главный защитник воссоздания патриаршества, был избран одним из трех кандидатов на патриарший престол и получил при этом больше всего голосов — 159. Патриарха выбирали жребием из трех кандидатур, и Святейшим Патриархом стал митрополит Московский Тихон. 28 ноября 1917 г. владыка Антоний был возведен в сан митрополита, в декабре избран членом Священного Синода. Сохранился портрет владыки Антония той поры — работы М. В. Нестерова.

19 мая 1918 г. митрополит Антоний (Храповицкий) был избран на Киевскую кафедру. Вначале украинское правительство не признавало Антония в качестве митрополита Киевского, поскольку он был противником автокефалии Украинской Церкви. Однако на 2-й сессии Всеукраинского церковного Собора летом того же года преосвященный Антоний был повторно избран митрополитом Киевским. Собор принял “Положение о временном высшем управлении Православной Церковью на Украине”, согласно которому церковное управление в Украине организовывалось на началах автономии при сохранении канонической связи с Патриархом Всероссийским. “Положение” было утверждено 20 сентября 1918 г. на 3-й сессии Поместного Собора в Москве. В декабре, с приходом к власти петлюровцев, митрополит Антоний вместе с архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским) был арестован. Освобождены были узники спустя более полугода.

Во время гражданской войны митрополита Антония избрали председателем Временного высшего церковного управления Юго-Востока России. После поражения белого движения он навсегда покинул Родину. В феврале 1921 г. Временное высшее церковное управление за границей под председательством митрополита Антония, воспользовавшись приглашением Сербского Патриарха Димитрия, переехало в Сербию. 7 апреля 1925 г. скончался святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси. Состоявшийся в июне в Сремских Карловцах Архиерейский Собор РПЦЗ заявил о признании полномочий местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского). По второму вопросу — требованию Синода подчинить ему все приходы в зарубежье — согласия достичь не удалось. Образовалось два самостоятельных митрополичьих округа, не зависящих от Собора и Синода РПЦЗ, — Западноевропейский и Североамериканский.

В сентябре 1927 г., вскоре после публикации Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и в ответ на требование заместителя местоблюстителя патриаршего престола дать подписку о лояльности советскому правительству, руководство Русской Православной Церкви Заграницей полностью прекратило отношения с московским священноначалием. Трагический разрыв между двумя центрами Русского Православия — в Отечестве и в рассеянии — затянулся на многие десятилетия.

10 августа 1936 г. в возрасте 73-х лет блаженнейший владыка Антоний (Храповицкий) скончался. Похоронен он был на русском участке Нового кладбища в Белграде, в крипте часовни в честь Иверской иконы Божией Матери. Прощаясь с ним, патриарх Сербский Варнава сказал: “Имя митрополита Антония связано с громадным периодом развития великой духовной мощи Русской Церкви и русского народа, развития русской богословской мысли и русской церковной литературы... Митрополит Антоний должен быть поставлен в один ряд с великими иерархами первых веков христианства...”

 Владимир Моисеенко, историк

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me