Православные храмы

Храм великомученика Георгия Победоносца (в Дарнице)

Георгиевский храм посвящен солдатам, погибшим и замученным в…

Храмы Богоявления и Жен-Мироносиц (на Позняках)

Первый молебен был отслужен на Пасху, 29 марта/11 апреля 2004 г.…

Храм святителя Николая Мирликийского (в детском доме «Малятко»)

Детский дом «Малятко» около 10 лет духовно окормлялся до постройки…

Публикации

Церква Спаса на Берестові

На київських пагорбах, вкритих тінистими лісами, ще значно раніше заснування…

Передача храмов Церкви — историческая справедливость

21 декабря в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялась пресс-конференция…

Если бы Евангелия писали журналисты…

Сегодняшний человек живет в потоке информации. Мы постоянно узнаем о событиях,…

Konferentsia_o_hramah21 декабря в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоялась пресс-конференция “Передача храмов Церкви — историческая справедливость”, посвященная проблемам возвращения монастырю храмов и корпусов, которые до сегодняшнего дня используются историко-культурным заповедником и различными арендаторами. В конференции приняли участие Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейший Павел, Архиепископ Вышгородский, наместник Киево-Печерской Лавры, Высокопреосвященнейший Митрофан, Архиепископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской Митрополии, Высокопреосвященнейший Антоний, Архиепископ Хмельницкий и Шепетовский, архимандрит Варсонофий, казначей Лавры.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра — один из самых больших монастырей на Руси: площадь его составляет почти 30 гектаров. На территории Лавры расположено 145 зданий, 42 из которых являются уникальными. В Лавре 23 храма, из них 6 — пещерные. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах. Благодаря Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре Киев получил название второго Иерусалима.

Судьба Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры в XX в. — одна из самых трагических страниц в истории Православия и нашего государства. До революции это был мировой центр паломничества, в котором несли послушание свыше семи тысяч иноков. За первые два десятилетия советской власти погибло больше священнослужителей, чем за весь 900-летний период христианства на Руси, непоправимые потери понесла и Лавра. В 1926 г. она была осквернена и разграблена воинствующими атеистами. Святыни поруганы, ценности частично изъяты и переданы в созданный здесь атеистический музей, а многие из них проданы и вывезены за рубеж.

В своем выступлении на прошедшей пресс-конференции Архиепископ Павел подчеркнул, что с “лавроборчеством” в нашей стране все еще не покончено. Верующие вынуждены мириться с присутствием в этом святом для всей православной Украины месте коммерческих структур, платить деньги за вход на территорию, где находится Успенский собор и Трапезный храм. А самим священнослужителям приходится просить у музейных чиновников разрешения на совершение служб в этих храмах. Кроме того, “хозяйствование” музейщиков и арендаторов приводит к разрушению Лавры, ведь они ведут себя, как временщики, озабоченные лишь получением прибыли, забывая о традициях и вере нашего народа.

Комментируя развернутую в некоторых средствах массовой информации кампанию, основанную на утверждениях о том, что, дескать, “насельники Лавры часто не осознают исторического и творческого значения объектов, оказавшихся в их распоряжении и разрушают их своей хозяйственной деятельностью”, владыка Павел отметил, что прежде всего благодаря трудам монахов Лавра приобрела статус всемирного духовного и культурного центра. Именно монахи, священнослужители и церковные люди, основавшие и построившие обитель, являются изначально ее подлинными хозяевами. Она не оказалась в их распоряжении, а была создана их руками. 45 % строений Лавры занимают арендаторы, 23 % — музей. Они и инициируют нападки на монастырь, не желая расставаться с имуществом, приносящим доход. А государство зачастую выступает в роли стороннего наблюдателя.

О том, какие большие усилия прилагает монастырь для восстановления Лавры, рассказал ее казначей архимандрит Варсонофий. Он отметил, что с 1988 г., с момента передачи Нижней Лавры, братия монастыря оказалась перед лицом тотальной разрухи почти всех церквей и лаврских строений. Начался кропотливый труд по реставрации храмов и корпусов, силами исключительно монастыря и прихожан. На сегодняшний день поднято из руин, отреставрировано очень многое.

В 1995 г. был выполнен капитальный ремонт Крестовоздвиженского храма, восстановлен и позолочен иконостас, проведены объемные работы по восстановлению настенной и купольной живописи.

В 2001 г. был завершен капитальный ремонт храма в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник”. Ныне заканчивается реставрация росписей Аннозачатьевского храма, весь комплекс работ планируется завершить к Пасхальным праздникам.

После храмов восстанавливались братские корпуса и другие постройки. Так, капитальные ремонты были проведены в корпусах №№ 42 (1999), 50 (2002), 51 и 52 (2000), 53 (2001), 43 (2004) и во многих других строениях. Корпус № 49, где расположена Киевская Митрополия, полностью отреставрирован в 2001 г. Восстановлена защитная лаврская стена, ограждающая всю территорию монастыря.

В самих пещерах, как Дальних, так и Ближних, было проведено много работ, и прежде всего, обновлено облачение для мощей, раки отреставрированы и заменены новыми. Много внимания и трудов ушло на восстановление храмов в пещерах. В общей сложности в шести храмах были восстановлены престолы и иконостасы.

А ведь есть еще работы, подчеркнул архимандрит Варсонофий, которые не видны, но они особо объемные и дорогостоящие. К примеру, дренажные, канализационные, кабельные; словом все, что связано с проведением земляных работ. Конечно, без помощи и содействия государства тут не обойтись, но ни правительство Тимошенко, ни Кабмин Еханурова проблемами Лавры не озаботились. И лишь в этом году правительство Виктора Януковича выделило 1,1 млн гривень на неотложные работы в Лавре.

Сдвиги грунта являются проблемой всего печерского склона — от Мариинского дворца до музея Великой Отечественной войны. Дренажные работы, по приказу Хрущева, планировалось провести еще в 1961 г., и только сейчас, почти через пятьдесят лет, монастырь самостоятельно приступил к глобальному проведению противооползневых мероприятий.

Архимандрит Варсонофий также отметил, что многие проблемы порождены тем, что Лавра находится в собственности города, а монастырь лишь арендует у столичных властей и храмы, и корпуса. Но горадминистрация не особо озабочена этой “своей собственностью”, которая является святыней Вселенского Православия.

Начиная с 1995 г. корпуса монастырю не передавались. Лишь недавно, в сентябре 2006 г., монастырю были переданы три корпуса — №№ 54, 55 и 58. Решение о передаче подписал мэр Киева Л. Черновецкий. Это жизненно важное для монастыря событие породило целую волну активного сопротивления со стороны всего штата сотрудников Киево-Печерского музея-заповедника.

Монастырь не намеревается конфликтовать с заповедником. Идет речь о том, чтобы освободить хотя бы те помещения, которые используются музеем не по назначению. (Некоторое время на территории заповедника располагался даже офис иностранной табачной фабрики.) Музею же, по-видимому, выгодно сдавать в аренду удерживаемые им помещения. Необходимо освободить лаврские здания от арендаторов, которые с таким же успехом могут арендовать помещения в других частях города. Одна только Академия искусств занимает одиннадцать корпусов общей площадью около 8 тыс. кв. метров. Между прочим, возникает вопрос: “На сколько этическим является соседство подобного рода учреждения с монастырем? Что общего между богослужением, постом, покаянием и занятиями хореографией, акробатикой, эстрадными концертами или театрализованными представлениями?”

Вопросов урегулирования отношений Церкви и государства коснулся на пресс-конференции народный депутат, замглавы комитета по духовности и культуре Юрий Болдырев. По его мнению, Церкви должна быть возвращена вся ее собственность. Однако сказать, когда Верховная Рада примет закон о реституции церковной собственности, народный депутат затруднился.

В свое время ради торжества справедливости были реабилитированы те, кто был неугоден тоталитарному советскому режиму. Но почему-то, когда говорят о храмах и монастырях, закрытых и отобранных атеистами у верующего народа, забывают о том, что ради той же справедливости логично было бы вернуть отобранное его исконному владельцу — православному народу.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me