“Наша Лавра”, — говорят экскурсоводы паломнического отдела Киево-Печерского монастыря о своем месте работы. Сотрудники же историко-культурного заповедника, который разместился на территории Верхней Лавры, “своей” обитель не называют.
После общения с гидами из музея туристы зачастую уходят из монастыря, как из старой запыленной кладовки, не имеющей никакого отношения к бурному течению современной жизни.
“Монастырские” экскурсоводы — молодые юноши в подрясниках и миловидные женщины — напротив, умеют так рассказать о Лавре, что туристы после экскурсий возвращаются в Киево-Печерскую обитель уже как вдохновенные паломники.
В чем особенность работы паломнического отдела Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры? Об этом разговор с его руководителем — игуменом Пименом (Дроздюком).
— Отец Пимен, так чем же отличается монастырский экскурсовод от музейного?
— Все наши экскурсоводы — это интеллигентные люди с высшим образованием, зачастую владеющие несколькими иностранными языками. Многие преподают в вузах, занимают руководящие должности в светских учреждениях, а в нашем отделе трудятся по зову сердца и во славу Божию. Это глубоко верующие люди, которые знают Священное Писание, Закон Божий, читают творения святых отцов, учились или даже преподавали в воскресных школах. В отделе наши сотрудники смотрят фильмы на религиозные темы, беседуют о проблемах веры и воцерковления, поэтому им есть что сказать приходящим в Лавру туристам и паломникам.
Наши экскурсии обращены, прежде всего, к душе человека и включают в себя не только историю монастыря, жития святых, но и рассказы, например, о мытарствах, которые проходит душа человека после его телесной смерти. Общение с посетителями наши работники превращают в беседу; для тех, кто не знает, покажут, как правильно перекреститься, расскажут, как обратиться к Богу с молитвой, как вести себя в святом месте. Экскурсоводы из музея этот момент опускают: их рассказы носят научный характер. Иногда, чему сам я неоднократно был свидетелем, они допускают и вовсе антирелигиозные вещи: например, мощи святых могут назвать мумиями, что, конечно, недопустимо.
— На какие вопросы чаще всего приходится отвечать сотрудникам паломнического отдела?
— Вопросы самые разные: как подать записки о здравии и об упокоении, какому святому помолиться об исцелении в болезни, как подготовиться к венчанию, где и когда можно окрестить ребенка. Кроме этого, спрашивают о вере, о Боге. Кто-то, в порыве отчаяния, может просто сходу рассказать о своей житейской проблеме. В этом случае не достаточно просто выслушать. Иной раз думаешь про себя: “Господи, помоги хоть одним словом утешить этого бедного человека!”
Часто к нашим экскурсоводам подходят сектанты и пытаются критиковать Православную веру, превращая экскурсию в словесные баталии. Поэтому наш сотрудник должен иметь немалые знания и Закона Божиего, и Священного Писания — во время работы его ожидают всевозможные испытания.
— Может ли неверующий человек проводить экскурсии в такой святыне, как Киево-Печерская Лавра?
— Наши экскурсии — паломнические, а это предполагает, прежде всего, молитву. А человек неверующий разве сможет молиться? Если даже он и станет это делать, то будет лицемерить и перед Богом, и перед людьми. Паломничество всегда было неким молитвенным путешествием, взыванием ко Господу, Богородице и святым. Мы не просто рассказываем о подвижниках, но еще и обращаемся к ним: “Преподобные отцы Печерские, молите Бога о нас!”, прикладываемся к их мощам. То есть экскурсия является одновременно и первым шагом к воцерковлению людей, некоторым элементом проповеди. Вы говорите — неверующий человек. Даже если он и возьмется за это, ему будет очень сложно в святом месте. Каждый, наверное, наблюдал за человеком, который впервые пришел на богослужение. Первые несколько минут он еще вроде бы стоит, а потом начинает переминаться с ноги на ногу, пока ему просто не надоест. А представьте, если ему скажут простоять в пещерном храме пятьдесят минут, да еще и рассказать о жизни того или иного преподобного. Быть может, он и расскажет, но это будет ему в тягость. А настроение экскурсовода очень быстро передается слушающим.
— На что вы более всего стремитесь обратить внимание посетителей?
— Тем, кто приходит в Киево-Печерскую Лавру на экскурсию, мы стараемся показать, насколько свято это место, какое огромное значение имеет оно для нашего народа.
Святыня прославилась многими чудесами: например, место для величественного собора в честь Успения Пресвятой Богородицы Божия Матерь Сама указала строителям.
А сколько преподобных подвизалось в этой обители, сколькими чудесами прославились они, как при жизни, так и после смерти! Приходя сюда, люди учатся тому, как вести богоугодную жизнь, подражая святым, насколько это возможно, в вере и молитве.
— Говорят, рассказы о мытарствах во время экскурсий по Ближним Пещерам не оставляют равнодушными даже самых скептичных туристов…
— Это один из самых важных моментов в наших экскурсиях. Ведь когда человеку говорят о том, что после смерти ему придется дать ответ Богу за все свои поступки и мысли, у него просто глаза открываются. Каждый хоть что-нибудь да слышал о грехах, имеет, пусть даже примитивное, представление о том, как нельзя поступать. Но то, что душа после разлуки с телом может “задержаться” на каком-то из мытарств, получить осуждение от Бога за нераскаянные грехи и навечно погрузиться во мрак, заставляет о многом задуматься. Бывает, светские люди, придя к нам, сходу спрашивают, где тут о грехах рассказывают.
— Какие чувства остаются у людей после посещения Лавры?
— Многие светские люди после экскурсий загорались желанием исповедаться и причаститься первый раз в жизни, многие подходили и спрашивали, что делать для того, чтобы креститься. Часто сотрудники паломнического отдела встречают в Лавре бывших своих экскурсантов, которые теперь приходят помолиться в пещеры и за богослужением.
Однажды женщина-экскурсовод и ее группа наблюдали за тем, как мужчина благодарил святого Илию Муромца за чудесное исцеление. Его жена много лет страдала от той же болезни, которая была и у преподобного Илии. Во сне ей явился святой и пообещал исцеление, если она уверует. Через несколько недель женщина была совсем здорова и поехала приложиться к мощам своего небесного покровителя — угодника Божиего Илии. Такие случаи никого не оставят равнодушным.
— Как монастырь относится к туристам, которые, особенно по выходным, просто-таки наводняют Лавру?
— Раньше обитель была закрыта, и монахи имели возможность молиться в любое время. Теперь же днем в пещерах очень много людей. Но закрыть для посетителей такую святыню, как Киево-Печерская Лавра, мы не можем.
Пещеры в наше время играют огромную роль в деле воцерковления людей, и поэтому каждый должен иметь возможность спуститься к мощам преподобных, помолиться, приложиться, о чем-то попросить. Мы следим за порядком в обители, ухаживаем за ней, восстанавливаем, но делаем это для людей, а не для себя. Ведь Лавра — не собственность монахов, а святыня, принадлежащая всему нашему народу.
Паломнический отдел Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры проводит экскурсии по святыням Киева и Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Вы можете посетить святые места в Украине (Почаев, Чернигов, Крым, Черкассы, Одесса и др.) и в России (Подмосковье, Дивеево, острова Валаам и Соловки, Санкт-Петербург, Псков, Екатеринбург — место убиения святых царственных мучеников). За рубежом паломничества проводятся на Святую Землю, в Египет (Каир, Александрия), Грецию, Северный Ливан, Турцию и другие места, освященные присутствием Спасителя и апостолов.
Беседовала Юлия Каминко
← Юбилей возрождения Валаамской обители 15 лет | Пастырская помощь больным и умирающим → |
---|