Православные храмы

Часовня преподобного Нестора Летописца (университет права НАН Украины)

Строительство и освящение часовни стало результатом совместных усилий…

Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Беличах

Деревянная церковь Зачатия Иоана Предтечи была построена в 1797 г. на…

Храм благоверного князя Александра Невского (на Оболони)

21 сентября 2011 года в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы…

Публикации

Светлое Христово Воскресение

Среди всех христианских праздников Пасха Христова — самое радостное и…

Святитель Панарет, епископ Пафский

Время служения святого Панарета пришлось на период активной исламизации греков.…

Оккультизм и Православие: взгляд на вопросы спасения

“Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто”. (Сир.…

Xram_rx_kpПроекция государственных Украино-Грузинских отношений на церковную плоскость. Дуріть дітей і брата сліпого, Дуріть себе, чужих людей, Та не дуріть Бога. Т. Шевченко, “Холодний яр”

В конце января 2006 года на Пушкинской, 36, в резиденции главы “Киевского патриархата” вызрела очередная афера.

Используя дружеские отношения Президента Грузии Михаила Саакашвили и Президента Украины Виктора Ющенко, а также учитывая напряженные отношения руководства обеих стран с Россией по одним и тем же вопросам, раскольники сделали попытку вырваться из того безвыходного положения, в котором они пребывают с момента отхода от канонических принципов жизни Православной Церкви.

Началось все с лжехиротонии Михаилом Денисенко (лжепатриархом Филаретом) в день десятилетия своей лжеинтронизации Николая Инасаридзе и назначения его настоятелем грузинского прихода “Киевского патриархата”. Присутствовал на этом “действе” и посол Грузии в Украине Григол Катамадзе. Интересно отметить в данном явлении политический фактор. Ведь еще 27 августа 2003 года во время встречи посла с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Владимиром в его резиденции в Киево-Печерской Лавре одним из вопросов, затронутых грузинской стороной, был вопрос о предоставлении грузинской общине Киева возможности совершать богослужения на грузинском языке. Стоит отметить, что во время встречи Митрополит предложил выбрать для данных богослужений один из киевских храмов. На это последовал однозначный ответ о желании проведения богослужений грузинской общиной исключительно в одном из храмов Киево-Печерской Лавры, как это делала по согласованию с Митрополией греческая община до постройки собственного храмового помещения. Сам посол, со свойственным грузинам темпераментом, заверял в тот момент, что молитвенное общение возможно исключительно в лоне канонической Церкви, называя Лавру уделом Пресвятой Богородицы, проявляя осведомленность в ее истории. “Молитвами верующих наших двух народов братские узы и духовный союз между нашими странами и Церквями окрепнут еще больше”, — говорил он, благодаря Митрополита за поданное им благословение на то, чтобы чудотворная икона Божией Матери “Призри на смирение” посетила Грузию1. Стороны достигли договоренности, что об осуществлении указанного выше намерения по созданию прихода будет идти речь после согласования данного вопроса с Предстоятелем Грузинской Церкви Святейшим Илией ІІ, Блаженнейшим Патриархом-Католикосом всея Грузии.

* * *

Политические изменения, произошедшие сначала в Грузии, а затем и в Украине, судя по всему, привели к изменениям и в церковном сознании грузинского руководства, в соответствии с желаниями и вкусами руководства украинского. “Конечно, наши отношения активизировались после грузинской “революции роз” и украинской “оранжевой революции”, — заявил (неизвестно, с согласия ли тех, от имени кого говорил) запрещенный Грузинской Церковью в священнослужении за многократные канонические нарушения о. Василий Кобахидзе. — После революций мы наблюдаем небывалое сближение наших президентов, сотрудничество по всем направлениям. Такая ситуация инициировала и начало совместного труда в религиозной сфере”2. Похоже, “осуществляются на практике” задекларированные на Майдане Президентом Украины тезисы относительно невмешательства власти в межконфессиональные отношения.

Вспомнили о событиях 80-летней давности, когда Грузинский Экзархат своей Полнотой провозгласил о возобновлении автокефалии своей Церкви, что вызвало в смутное революционное время временную схизму. Начали проводиться несовместимые и неуместные параллели грузинского прошлого с украинским настоящим. Вспомнили и об о. Павле Погорилко, которого летом 1921 года ВПЦР отправила к Патриарху-Католикосу Грузии Леониду с просьбой предоставить ему архиерейскую хиротонию. “Тогда, как утверждают историки, Патриарх Леонид согласился, — пишет Юрий Дорошенко, — и только революционные события не позволили претенденту на епископство добраться в Тбилиси”3. Историк же Игорь Исиченко пишет, что тот не выехал за пределы Украины из-за отсутствия паспорта, а впоследствии принял “рукоположение” от русских обновленцев4. Странная, оказывается, сложилась ситуация: при лихорадочном желании получить апостольское преемство, отправили кандидата без документов! Была ли вообще такая договоренность? Была ли на то воля Божия, при том сценарии, который разыгрывали самосвяты?

С уверенностью можно сказать, что такой договоренности не было. Если бы патриарх Леонид и рукоположил епископов, то они, согласно каноническим правилам, были бы епископами Грузинской Церкви и, приехав в Украину, могли бы лишь, находясь в каноническом единстве с тем, кто их рукоположил, открыть на чужой канонической территории епархию Грузинской Церкви в Украине, а не возглавить украинское автокефальное движение того времени. Однако, во-первых, не для того их посылали в Грузию. Во-вторых, сам патриарх Леонид известен как глубокий богослов, знаток канонического права и строгий поборник канонического устроения Церкви. Человек, который стоял у истоков возрождения автокефалии своей, имеющей 16-вековую историю, Церкви не мог поддаться на навязываемую ему авантюру. Ведь именно он приводит в своем послании к Святейшему Патриарху Тихону аргументы канонического порядка, что делает невозможным даже гипотетически его согласие на антиканонические действия. Патриарх Леонид приводит следующие святые каноны, к которым и сам, несомненно, обращался, рассматривая предложение украинской стороны в то время:

1. “Ни который епископ да не дерзает из единыя епархии преходити в другую, ни поставляти кого-либо в церкви ея для совершения священнослужения, ниже приводити с собою других, разве прибудет, быв призван грамотами митрополита и сущих с ним епископов, в область которых приходит. Аще же никем не быв призван, вне порядка пойдет для рукоположения некоторых, и для устроения церковных дел, до него не принадлежащих: то все содеянное им да будет недействительным: и он, за бесчиние свое и за безрассудное начинание, да понесет приличное наказание, чрез немедленное извержение из своего чина святым собором” (13-е правило Антиохийского Собора).

2. “Областные епископы да не простирают своей власти на церкви за пределами своей области, и да не смешивают церквей… Не быв приглашены епископы да не преходят за пределы своей области для рукоположения, или какого-либо другого церковного распоряжения. При сохранении же выше писаного правила о церковных областях, явно есть яко дела каждой области благо учреждать будет собор той же области, как определено в Никеи”.

3. “Да соблюдается… повсюду в епархиях: дабы никто из боголюбезнейших епископов не простирал власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его, или его предшественников: но аще кто простер, и насильственно какую епархию себе подчинил, да отдаст оную: да не преступаются правила отец: да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирския: и да не утратим по малу, неприметно, тоя свободы, которую даровал нам Кровию Своею Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков” (8-е правило ІІІ Вселенского Собора)5.

* * *

Вернемся в Украину сегодняшнюю.

Президент Грузии Михаил Саакашвили, конечно не без чьей-то подсказки, поздравляет с днем рождения “от имени грузинского народа и себя лично” “патриарха Филарета” (не удивительно, что от себя, странно, что и народ недипломатично втягивается в поздравление человека, находящегося под анафемой). Афера раскручивается дальше, и уже Филарет в ответном письме, после слов благодарности за поздравление, пишет Президенту Грузии политическую петицию, цель которой, скорее всего, такова: использовав аргумент противостояния с Россией, убедив в общности намерений, подвигнуть государственное руководство Грузии к давлению на Грузинскую Патриархию относительно решения украинского религиозного вопроса. “Мы радуемся тому, что братский украинский и грузинский народы, как в давние времена, так и теперь, вместе преодолевают трудности в своем развитии, — пишет Филарет. — Очень схожими являются и пути Грузинской и Украинской Церквей, каждая из которых прошла через период порабощения со стороны российской власти (не больше ли всего Церковь пострадала от “россиянина” Сталина? — допускает дипломатический ляп в письме грузинскому президенту адресант. — Авт.) и борьбу за свою церковную независимость. Поэтому в Украине мы высоко ценим братскую поддержку нашей борьбы за утверждение Киевского патриархата со стороны грузинских государственных деятелей, иерархов, духовенства и верных Грузинской Церкви, являющейся для нас особенно ценной и важной”6.

Иерархи Православной Грузии о своей позиции относительно “Киевского патриархата” и канонической Украинской Православной Церкви заявляли неоднократно.

Так, телеграммой от 1 июня 1992 года Предстоятель Грузинской Православной Церкви Католикос-Патриарх Илия ІІ признал решение Украинской Церкви о смещении с Киевской кафедры за церковные канонические нарушения бывшего митрополита и поздравил Блаженнейшего Митрополита Владимира с избранием Предстоятелем УПЦ.

На юбилейных торжествах по случаю 950-летия Киево-Печерской Лавры представитель Грузинской Церкви Епископ Сагарджийский и Гурджаанский Андрей сказал: “Мы признаем лишь Церковь Митрополита Владимира. Украинские раскольники приезжали в Грузию, но никогда Грузинская Православная Церковь не поддержит ни один раскол, потому что это всегда обман”7.

Приветствуя Митрополита Владимира с 70-летним юбилеем, Святейший Католикос-Патриарх Илия ІІ, без тени сомнения в законности занятия Блаженнейшим Владимиром поста Предстоятеля Украинской Церкви, понимая сложность ситуации в Украинском Православии, которую породил раскол, писал: “Ваша деятельность в качестве главы Украинской Православной Церкви является тяжелым, но одновременно благодатным крестом, который Вы достойно несете. Поэтому весь православный мир празднует семидесятилетие Вашего Блаженства и тем самым выражает Вам свою искреннюю любовь и уважение”8.

* * *

“Не мытьем, так катаньем”, — говорит народная мудрость в случае, когда не одним, так другим способом, любыми средствами пытаются добиться желаемого. Так и украинские раскольники решили использовать лживый путь введения общества в заблуждение, хотя не исключено, что были обмануты и сами, поскольку связались с себе подобными. Кто разрабатывал такой план “выхода Киевского патриархата из искусственно созданной руководством Русской Церкви изоляции”9, точно не известно. Дом оказался не просто построенным на песке, а вообще миражом.

В воскресенье 22 января 2006 года в храме в честь Рождества Христова г. Киева (Почтовая площадь, Подол) совершилось “действо”, которое было активно поддержано СМИ (или по их собственной инициативе, или по инициативе кого-либо еще), вызвавшее недоумение как у православных украинцев, так и у православных грузинов. Событие совпало с завершением года Грузии в Украине и праздником Соборности Украины. В Украину прибыла делегация грузинских политических деятелей, с которой приехали и епископ Христофор (Цамалаидзе) и протоиерей Василий Кобахидзе. Двое последних, выступая от имени Грузинской Православной Церкви, “сослужили” лжепатриарху Филарету и вступили с ним в “евхаристическое общение”.

Утром 23 января в приемную Блаженнейшего Митрополита Владимира из канцелярии Грузинской Патриархии позвонил по телефону Высокопреосвященнейший Григорий, Архиепископ Потийский, после чего состоялся телефонный разговор между Предстоятелем Грузинской Православной Церкви Святейшим и Блаженнейшим Илией ІІ, Патриархом-Католикосом всея Грузии, и Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

“Прежде всего, Ваше Блаженство, извините, что наши грузины приносят Вам боль, — с сожалением сказал Святейший Патриарх-Католикос всея Грузии Илия. — Это и наша боль. Эти люди за грубые многократные нарушения канонических правил и крайнее непослушание запрещены нами в священнослужении, и все их действия в настоящем и будущем как священнослужителей не действительны. Канцелярия Патриархии пришлет Вам факс по этому поводу”.

Вскоре через Архиепископа Потийского Григория канцелярия Киевской Митрополии получила следующее заявление:

“Епископ Христофор (Цамалаидзе) (в начале 90-х годов во время гражданской войны в Грузии, самовольно бросив на произвол судьбы епархию и вверенную ему паству, выехал за границу. — Авт.) и протоиерей Василий Кобахидзе за грубые и многократные нарушения решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви на протяжении последних лет находятся под запрещением в священнослужении; соответственно, действия вышеуказанных лиц являются самовольными и неканоническими.

Грузинская Патриархия сообщает грузинской общине Киева, что грузинская церковь, которая открылась в Киеве, находится в юрисдикции “Киевского патриархата”, не признанного ни одной Автокефальной Православной Церковью; соответственно, никакого общения не имеет и с Грузинской Православной Церковью; относительно служителя этого храма, новорукоположенного “священника” Николая Инасаридзе следует сказать, что совершаемые им священнослужения также являются неканоническими”10.

* * *

Всем известна любовь журналистской братии к “жареным новостям”, поэтому скорее закономерным, чем странным стало появление вышеуказанного представителя Грузинской Церкви на телеэкране. Никому же, конечно, не пришло на ум проверить его документы, которые бы подтверждали его полномочия. А ведь данный “епископ” не имеет кафедрального титула, и сведения о нем, в отличие от информации о наших доморощенных раскольниках, даже отсутствуют в информационном справочнике “Ортодоксия”.

Известно, что “слово — не воробей”. И тот, кто выпускает “воробья”, разглашающего неправду, становится соучастником распространяемой лжи. Спаситель в свое время говорил Своим последователям: “Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Мф. 18, 7). Именно это, к сожалению, сделал “канал честных новостей” — “5 канал”, пригласив в свою студию человека, который, мягко говоря, немного подпортил своим выступлением репутацию вышеуказанного канала в глазах православных телезрителей. Не буду спорить о свободе слова, к которой могут апеллировать руководители канала, однако о настоящей свободе слова можно говорить лишь тогда, когда у обеих сторон есть равная возможность выразить свое отношение к проблеме. Представители Украинской Православной Церкви к участию во встрече приглашены не были.

В связи с выходом в эфир на “5 канале” видеосюжета о сослужении “патриарха” “УПЦ-КП” с представителями Грузинской Православной Церкви, Управляющий делами УПЦ Архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан обратился к генеральному продюсеру “5 канала” Ю. Стецу с разъяснениями.

В тексте документа, в частности, говорится: “Украинская Православная Церковь выражает свою обеспокоенность информацией, которая имела место в эфире Вашего канала 22.01.2006 года относительно открытия в храме Рождества Христова грузинского прихода и сослужения с руководителем так называемого “Киевского патриархата” Филаретом (Михаилом Денисенко) епископа Грузинской Православной Церкви Христофора (Цамалаидзе) и протоиерея Василия Кобахидзе”. Приводя далее разъяснения Грузинской Патриархии, которые далеко не совпадают с комментариями “5 канала”, Архиепископ Митрофан продолжает: “Следует с сожалением отметить, что подобная псевдоинформация бросает тень на взаимоотношения между Украинской и Грузинской Православными Церквями, которые всегда были и являются дружескими, основанными на принципах христианской любви... Представленная “5 каналом” информация о том, что вышеупомянутое событие является признаком выхода так называемого “Киевского патриархата” из изоляции, является сознательным введением в заблуждение наших сограждан... Мы обращаемся с просьбой дать опровержение этой информации, ведь она ставит Ваш канал в неловкое положение, а также свидетельствует о некомпетентности комментаторов в церковных делах и их заангажированности. Подобные комментарии обостряют межконфессиональное противостояние. Средства массовой информации должны предоставлять людям объективную и правдивую информацию”11.

К сожалению, ответа на данное обращение не последовало. Позиция единственной в Украине канонически-полноценной Православной Церкви в очередной раз была проигнорирована.

* * *

P.S. На фоне процессов, происходящих сегодня в политической и экономической жизни государств постсоветского пространства, принцип взаимоотношений “против кого будем дружить?” является достаточно примитивным. Не стоит проектировать его на плоскость церковной жизни. Такие “мосты любви”12, возведенные на обмане, амбициях, не будут крепкими и рано или поздно рухнут, причиняя вред тем, кто находится на них или под ними.

 

Диакон Александр Драбинко,

кандидат богословия

 

1 Православная газета. — 2003. — № 10–11 (83). — С. 3.

2 Дорошенко Ю. Грузинский вектор Украинского Православия. 23.01.2006.

3 Там же.

4 Архієп. Ігор Ісиченко. Історія Христової Церкви в Україні. — Харків, 2003. — С. 308.

5 Саган О. Послание Католикоса-Патриарха Леонида Патриарху Тихону.

6 Филарет, патриарх Киевский и всея Украины президенту республики Грузия господину Михаилу Саакашвили. Ответ на поздравительное письмо. 23.01.2006 // Пресс-служба Киевской патриархии.

7 Вісник Прес-служби УПЦ. — 2001. — № 1. — С. 4–6.

8 Вітальна адреса Католікоса-Патріарха всієї Грузії Іллі ІІ Блаженнішому Володимиру, Митрополиту Київському і всієї України, з нагоди його 70-річчя. 23.11.2005 // Архів Митрополії УПЦ.

9 В Києві за участю єпископа Грузинської Церкви...

10 Заява-повідомлення Канцелярії Грузинської Патріархії. 23.01.2006.

11 Звернення Архієпископа Переяслав-Хмельницького Митрофана, Керуючого справами УПЦ до генерального продюсера “5 каналу” Ю. Стеця, № 53 від 23.01.2006. Копія // Архів Канцелярії Київської Митрополії.

12 Мости любові. Інформаційне повідомлення про візит до Києва грузинських релігійних та громадських діячів. 24.01.2006 // Прес-служба УПЦ Київської патріархії.

Комментарии  

 
sergo
0 #1 sergo 07.04.2012 14:41
В отличии от русской православной церкви, грузинская православная церковь не не является пропагандистско й машиной.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua