Православные храмы

Крестовоздвиженская церковь на Подоле

Деревянная "на каменном фундаменте" приходская церковь Кожемяцкой…

Воскресенский храм (на Радужном массиве)

Часовня во имя Воскресения Христова стоит на берегу озера Радунка,…

Храм великомученика Пантелеимона (в районе ДВРЗ)

Первая Литургия отслужена 8/21 сентября 1997 г. (в день праздника…
Публикации

Благословіть запитати

На запитання читачів відповідає Блаженніший Володимир, Митрополит Київський і…

Святитель Макарий — собиратель духовных сокровищ Руси

Митрополит Макарий, по выражению известного историка Е. Е. Голубинского,…

Пересопницкое Евангелие: Книга, которая сама рассказывает свою историю

О чем нам может рассказать древняя рукопись? Часто у нее нет ни автора, ни…

Чинопоследование проскомидии

По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма (стт. 6-12) умывают себе руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие: "Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи..."

Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздух, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.

Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику, и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:

"Боже, очисти, мя, грешного, и помилуй мя", и седален из службы Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее - нашем искуплении:

"Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе".

По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов "Искупил ны еси от клятвы законныя" он целует дискос, при словах "честною Твоею Кровию" - чашу. Произнося "на Кресте пригвоздився", целует звездицу, "и копием прободся" - копие и, наконец, при словах "безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе" - лжицу.

Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу - Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы из Голгофе.

Затем диакон тихо говорит: "Благослови, владыко".

Священник возглашает: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон: "Аминь".

Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.

Священник по возгласе "Благословен Бог наш..." берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правей руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, и с троекратным же произнесением слов: "В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа".

И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя - с левой) со словами: "Яко овча на эаколение ведеся..."

(Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя).

Делая надрез с левой стороны (от себя - с правой), священник говорит: "И яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих".

Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: "Во смирении Его суд Его взятся".

Нижняя сторона надрезается со словами: "Род же Его кто исповесть?"

Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:

"Господу помолимся", держа орарь в руке, как при чтении ектений.

После надрезания просфоры диакон говорит: "Возми, владыко". Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: "Яко вземлется от земли живот Его", и полагает его на дискос печатью вниз.

Диакон: "Пожри, владыко" (от слав. слова "пожрети" -принести в жертву).

При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: "Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение".

Затем обращает Агнец печатью вверх.

Диакон: "Прободи, владыко".

При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: "Един от воин копием ребра Его прободе, и абие (тотчас) изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его".

Диакон: "Благослови, владыко, святое соединение".

Получив благословение, диакон вливает в потир (чашу) вино, соединенное с небольшим количеством воды.

Священник, взяв вторую просфору, говорит: "В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник".

Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя - с левой); вблизи от его средины, произнося: "Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны сдеяна, преукрашенна".

Священник, взяв третью просфору (девятичастную) и вынимая из верхней частички, произносит:

1. "Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна", - и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя - с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.

Затем священник говорит:

2. "Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея: святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков", - и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое расстояние от Агнца.

Далее священник говорит:

3. "Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов", - и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.

Затем священник произносит:

4. "Иже во святых отец наших, святителей Василий Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородского, Леонтия, епископа Ростовского, и всех святых святителей", - и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.

Потом священник говорит:

8. "Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц", - и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.

Затем священник говорит:

6. "Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Серафима Саровского и всех преподобных отец; и преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской и всех святых преподобных матррей",-и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.

Продолжая, священник произносит:

7. "Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая и всех святых бессребреников", - и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.

Далее священник говорит:

8. "Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, их же молитвами посети ны, Боже, - и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда" (обычно здесь поминаются и другие святые, имена которых не вошли в Служебник).

Затем священник говорит:

9. "Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или: "Иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския", -если совершается его литургия), - и, отделив частицу девятую, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд.

Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священник говорит:

"Помяни, Владыко, Человеколюбче, Святейшыя православныя патриархи и великого Господина и отца нашего, Святейшего Патриарха Алексия, Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) и всякое епископство православных, честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего - имя рек), братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко".

Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священник произносит:

"Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея" - и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: "Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия" (или рабов Божиих) - имя рек.

(Пред тем как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием).

Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них - за Святейшего Патриарха и епархиального епископа - полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.

Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священник говорит:

"О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея)".

В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших: "Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия (или рабов Божиих), - имя рек".

Заканчивая поминовение, священник произносит:

"Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи".

Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.

Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: "Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное".

После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него.

Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: "Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся".

Священник, благословляя кадило, читает молитву: "Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа".

Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит:

"Господу, помолимся".

Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным; поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова:

"И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча".

Диакон: "Господу помолимся".

Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:

"Господь воцарися, в лепоту облечеся..."

Диакон: "Господу помолимся. Покрый владыко".

Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: "Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля".

Диакон: "Господу помолимся. Покрый, владыко".

Священник надносит над кадильницей воздух и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:

"Покрый нас кровом крилу Твоею..."

Потом священник берет кадило и, покадив предложение, произносит (трижды): "Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе".

Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".

Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.

Диакон глаголет:

"О предложенных Честных Дарех Господу помолимся".

Священник, приняв кадильницу, читает молитву предложения:

"Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру..."

По прочтении этой молитвы священника оканчивает проскомидию славословием, произнося: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе".

Диакон: "Слава..., и ныне... Господи, помилуй (трижды). Благослови".

В заключение проскомидии священник произносит краткий отпуст:

"Воскресни из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

На литургии святаго Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския".

Диакон: "Аминь".

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu