Устав о чтении канонов в воскресенье и праздничные дни
На 16 канон или каноны назначаются в неделю Пасхи и Пятидесятницы, а также в следующие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Рождество Богородицы, Введение, Успение (если случатся в седмичные и субботние, но не воскресенье и т.д.).
На 14 каноны назначаются в воскресные дни, в какой бы период времени они не случались, т.е. при пении Октоиха или Триоди Постной, или Триоди Цветной. Если в воскресный день случится Богородичный праздник, хотя бы это был праздник, на который в седмичные и субботние дни каноны назначены на 16, то все равно каноны поются на 14. Имеется много и других особенностей, где положено петь каноны на 14.
На 12 канон или каноны поются в период времени пения Октоиха в седмичные и субботние дни, например, при празднике Покрова Пресвятой Богородицы, в отдание Воздвижения и т.д.
На 6 канон полагается в Великий четверг.
В воскресные дни по Уставу каноны поются в следующем порядке: сначала из Октоиха - I) воскресный, 2) крестовоскресный, 3) Богородицы, 4) святому.
В Октоихе к первому тропарю Воскресного канона указан припев: "Слава, Господи, святому воскресению Твоему", к другим канонам (Крестовоскресному и Богородичному) припевов не указано, т.к. по Уставу, ко всем тропарям канона, кроме первого, припевами служат стихи пророческих песней. В Ирмологии пророческие песни так и распределены:
а) "Песней стихи в Недели и праздники". б) "Песней во вся дни".
в) "Во святую Четыредесятницу".
Но так как в практике Русской Православной Церкви пророческие песни поются только постом, то поэтому к тропарям Крестовоскресного канона делается припев: "Слава, Господи, Кресту Твоему честному и воскресению", а к тропарям Богородичного канона: "Пресвятая Богородице, спаси нас".
Воскресный канон отменяется только в Господские двунадесятые праздники: Крестовоскресный канон опускается, если в воскресенье случится двунадесятый Богородичный праздник, святой с бдением или попразднство и вообще, когда из Минеи поются на 8. Если же случится святой, которому совершается бдение, или предпразднство, или попразднство, или два великих святых - вообще, когда из Минеи указывается брать канон на 10, то отменяется и Богородичен канон из Октоиха.
Таким образом, все каноны Октоиха поются только тогда, когда в Неделю празднуется святой, которому положен канон на 4. При увеличении же канонов Минеи первым отменяется Крестовоскресный канон, затем уже Богородицы, и, наконец, в Господские праздники Октоих совсем отменяется.
В седмичные дни, если случится двунадесятый Господский праздник, то поются каноны только празднику; если Богородичный двунадесятый — то же, кроме недель, т.к. в этом случае каноны воскресные и праздника соединяются. Если святой с бдением, или полиелеем в седмичный день (кроме суббот и недель), то поется канон Пресвятой Богородице, который находится в конце Октоиха гл. 8 "Колесницегонителя" или же канон молебный "Параклисис": "Воду прошед", помещенный в Каноннике и Часослове, и святому. В субботние дни, когда есть бдение или полиелей, при чтении канонов следует учитывать следующее:
а) если в храме святого (т.е. храм освящен в честь какого-либо святого), - устав о канонах как и в прочие дни седмицы, т.е. канон Богородице из Октоиха или Часослова и празднуемому святому;
б) если в храме Христовом или Богородицы (т.е. храм освящен в честь Господа нашего Иисуса Христа или в воспоминание какого-либо события из Его жизни; или же в честь Божией Матери или Её иконы), - то читается канон храма и затем канон святого, которому бдение или полиелей.
← Катавасии, поемые в Господские, Богородичные и нарочитых святых праздники и в недели в течение всего года. (19-я гл. типикона) | Всенощное Бдение → |
---|