Православные храмы

Покровский храм в Бортничах

Приходская церковь села Бортничи. Деревянная церковь в селе Бортничи,…

Церковь Казанской иконы Божией Матери Флоровского монастыря

Церковь является более поздним элементом в комплексе Флоровского…

Покровский храм Покровского монастыря

Первоначальный соборный храм Покровского женского монастыря…
Публикации

Секта: взгляд изнутри.

“Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но…

Религиозно-нравственное воспитание детей в современной школе

В современном государстве передовая педагогика видит потребность участия Церкви…

Милости хочу, а не жертвы

Ребенку свойственна вера. Психологи утверждают, что в детстве человек не…

Начало христианского богослужения

С пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа и совершением Им великого дела искупления рода человеческого явилось новое богослужение, совершенно отличное от существовавших ранее богослужений.

Начало и основание христианского богослужения положил Сам Иисус Христос.

Исполняя заповедь Иисуса Христа: "Сие творите в Мое воспоминание", Церковь Христова от первых своих времен непрерывно,подобно Церкви небесной и ветхозаветной, совершает богослужение свое постоянно, освящая каждый день и час своими святыми молитвами.

От времен Апостольских доныне Церковь Православная ежедневно воссылает молитвы свои ко Всевышнему. На основании данных Иисусом Христом наставлений и установлении Апостолы. руководимые Духом Божиим, слагали и развивали христианское богослужение, в котором выражалась вера нового христианского общества. Первые ученики Господа, говорит св. евангелист Лука, пребывали "во учении Апостол, и во общении, и в преломлении хлеба и молитвах, во вся дни единодушно в Церкви" (Деян. 2, 42,46). Иисус Христос указал основания новозаветного богослужения, а святые апостолы были установителями его чина.

В первые годы своего существования в Иерусалимской Церкви христианское богослужение находилось в близком отношении с иудейским богослужением, совершавшимся в храме Иерусалимском. По примеру Иисуса Христа апостолы и первые христиане, с одной стороны, пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24,53), с другой стороны, они составляли свои собственно-христианские собрания по домам (Деян. 2,46; 5,42; 8,3; 12,12). В состав богослужения, совершавшегося в частных домах, входили следующие священные действия: учение, или проповедь слова Божия в связи с чтением Священного Писания, молитва, пение священных песнопений и преломление хлеба, т.е. совершение Евхаристии.

История дальнейшего развития христианского богослужения может быть разделена на два периода: первый обнимает собою время от мужей апостольских до Константина Великого, второй -от Константина Великой до VII Вселенского Собора. В первом периоде - до Константина Великого - получила преимущественное развитие внутренняя сторона богослужения, обогащались содержанием составные части богослужения. А со времени Константина Великого, даровавшего свободу и господство христианской Церкви, богослужение развивалось с внешней стороны: строились великолепные храмы, умножались церковные обряды, молитвы, песнопения и праздники.

Тот порядок и общий состав христианского богослужения, который установлен был апостолами, сохранялся и в век послеапостольский. В состав богослужения, так же как и в век апостольский, входили молитва, пение, чтение Священного Писания, с которыми непосредственно соединялись проповедь и совершение таинства. В совершении важнейшего вида богослужения -литургии замечается определенный, естественный порядок и последовательность актов, порядок твердый и постоянный, утвержденный еще в апостольской практике, освящаемый и охраняемый обще-церковным согласием.

В III веке христианское богослужение достигло более полного развития и более прочной организации сравнительно с предыдущим временем. Вместо простоты и относительной свободы первоначального христианского богослужения в это время появляются более строгий порядок и тожественность. Богослужение последующего времени, сохраняя свой истинный характер и состав, отличалось от первоначального богослужения в век апостольский не в существе дела, а в дисциплинарном отношении, соответственно потребностям времени и условиям жизни.

На развитие христианского: богослужения в III веке имели влияния:

1) усилившиеся гонения на христиан со стороны язычников;

2) борьба с ересями - гностицизмом и особенно монтанизмом;

3) потребность более стройного и торжественного богослужения, которое бы заменило и могло быть противопоставлено пышному и сложному языческому культу.

Во втором периоде истории богослужения, со времени императора Константина Великого, когда вера христианская признана была господствующей, христианское богослужение достигает более широкого развития и совершеннейшего благолепия, чем в предшествовавшее время. С внешней стороны оно выразилось в сооружении великолепных храмов, в умножении церковных обрядов и в умножении христианских праздников и их торжественности.

Сообщая богослужению величественнейший и совершеннейший вид, пастыри христианской Церкви, однако, ревностно заботились о неизменном сохранении порядка, духа и состава дошедших до них церковных служб. Церковь от начала своего существования и доныне в своих учреждениях из благоговения к Установителю христианского богослужения утверждается на Божественном авторитете. Сущность богослужения и его составные части при общем развитии оставались неизменно в том же виде, в каком установлены Иисусом Христом и святыми Апостолами. Для сохранения чистоты церковных служб от произвола и еретических заблуждений было постановлено, чтобы никакая новая молитва, никакая песнь не входила в церковное употребление без предварительного одобрения епископского или соборного.

Благодаря таким заботам пастырей Церкви, службы церковные сохранили тот порядок, состав и дух, в которых они были переданы апостолами и сохраняются в чистоте и неизменности в Православной Церкви.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu