Православные храмы

Храм преподобного Моисея Угрина (при Центре эндокринной хирургии)

Храм находится на территории Украинского научно-практического центра…

Храм апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (на Позняках)

Первая служба состоялась в мае 1997 г. Богослужения проходили в…

Храм бессребреников Космы и Дамиана Римских (в диагностическом центре, на Минском массиве)

Храм в Диагностическом Центре был открыт 12/25 декабря 2003 г. в…
Публикации

Армія та церква: сучасний стан та майбутнє

Після довгих років ідеологічного тиску особливе місце серед соціальних,…

Древняя эллада встречала наших детей

Наши предки недаром называли княгиню Ольгу премудрой, ведь столько веков канули…

Лаврские пещеры — новые открытия

В последнее время, после серии публикаций в СМИ об аварийном состоянии Ближних…

Октоих

Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе доследование с изменяемыми молитвословиями для, каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу на 2-й, затем на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3-й глас плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4-й глас быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию. 5-й глас томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами, 6-й глас печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7-й глас мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8-й глас печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется:

1. в дни предпразднеств и попразднеств;

2. в праздники, начиная с праздников со знаком +;

3. в седмичный дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов;

4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы.

Первым составителем Октоиха считается св. Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.

В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков ос обую книгу, известную у лих под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Несходном и первоначально употреблялся в Русской Церкви.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu