Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (у Дарницкого вокзала)

Освящение места закладки храма состоялось в день престольного…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на кладбище Берковцы)

В бывшем ритуальном зале на Берковцах (81‑й участок, на центральной…

Храм великомученика Пантелеимона (в центре микрохирургии глаза, в Медгородке)

Приход вмч. Пантелеимона УПЦ был зарегистрирован 22 февраля/6 марта…
Публикации

10 лет возрождения Киевского Введенского монастыря

Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, Митрополит…

Благословіть запитати

На запитання читачів відповідає Блаженніший Володимир, Митрополит Київський і…

Благословіть запитати

На запитання читачів відповідає Блаженніший Володимир, Митрополит Київський і…

Содержание и смысл молитвословий чина

При погребении и поминовении младенцев Церковь не молится об оставлении их грехов, а только, вручая их Богу, просит Его об упокоении их в Царствии Небесном, как обещал Христос, сказав, что «таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14).

«Последование погребения младенцев» короче чина отпевания взрослых мирских людей и отличается от него по составу и содержанию входящих в него молитв и песнопений. «Господи, упокой младенца», — молится Церковь. Не успев насладиться жизнью, почивший младенец не имел возможности вкушать земных радостей, наслаждаться прекрасным миром Божиим. «Земных лишил еси, Владыко, младенца наслаждений, — просит Церковь, — небесных благих сего, яко Правосудец сподоби» (Песн. 4, тр. 2). Церковь уповает, что, по закону правды Божией, христианский младенец сподобится Царства Божия, ибо, не вкусивши земных наслаждений, младенец не вкусил и земных пороков: «Многое не совокупил греховное богатство» (Песн. 3, тр. 4).

Младенец почил по воле Божией, ибо все совершается «Его праведным судом» (Песн. 5, тр. 1). Господь, «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй» (троп, по псалме), вместо временных благ дарует ему блага вечные. «Пресовершенное слово по Божеству, Ты явился совершенный младенец и по человечеству, — говорит Церковь Своему Владыке, — испытал все немощи естества человеческого, кроме греха, понес все неудобства младенческого возраста. Ныне Ты к Себе приставил младенца несовершенна возрастом: упокой же со всеми праведными, Тебе благоугодившими».

В ектении и молитве почивший младенец называется «блаженным». В ектении нет прошений о прощении согрешений умершего. Церковь молит Господа сподобить душу преставившегося младенца Царства Небесного по непреложному Его обещанию.

После 6 песни канона «Со святыми упокой» поются еще четыре икоса и кондак, изображающие скорбь родителей об умершем младенце.

Церковь глубоко болезнует вместе с родителями почившего младенца и от их лица оплакивает утрату. «О, кто не восплачет, чадо мое, — взывает Церковь, — еже от жития сего плачевное твое преставление! Младенец незрелый от матерних объятий ныне ты, как птенец, скоро отлетел еси, и к Создателю всех избегл еси. О чадо, кто не восплачет, зря твое ясное лицо увядаемо, еже прежде яко крин красный!.. Как корабль следа не имущий, так ты скоро зашел от очей наших. Приидите, друзи мои, сродницы и ближнии вкупе со мною сего целуем, ко гробу посы-лающе» (Икос и стихиры при последнем целовании).

Церковь стремится утешить родителей, не оставить их в скорби. Небесный голос говорит им, что младенец обрел теперь лучшую Матерь, сильнейшую Ходатаицу пред престолом милосердия Божия: «Ныне избрах Богоматерь Отроковицу, яко родися из Нея Христос, всех Избавитель. Господи, слава Тебе!» (Ексапостиларий).

Пред материнским взором Церкви младенец не умер, он жив, он радуется небесною радостию в недрах Авраамовых и утешает оставшихся на земле: «О мне не рыдайте, плача бо ничтоже начинах достойное, плаче же самих себе согрешающих плачите всегда, сродницы и друзи» (Песн. 5, 3), ибо блаженные младенцы после своего преставления становятся молитвенниками о любящих их, оставшихся жить на земле.

Иные в сравнении с чином отпевания взрослых мирских читаются Апостол и Евангелие: Апостол — о состоянии тел по воскресении (1 Кор. 15, 39—46), а Евангелие — о воскресении мертвых силою Воскресшего Господа (Ин. 6, 35—39).

Вместо разрешительной молитвы читается прощальная молитва «Храняй младенцы...», в которой священник просит, чтобы Господь, уготовивший святым Своим ангельские светозарные места, принял душу младенца.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu