Православные храмы

Храм новомучеников и исповедников Русских (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…

Храм Всех Святых, Феофания

Храм Всех Святых построен в 1867 г. и является первой каменной…

Храм иконы Божией Матери «Знамение» (на ул. Лагерной)

Земля, на которой построена новая церковь, ранее называлась «Дача…
Публикации

Святыни Православия во Франции

Многие наши соотечественники даже не подозревают, что в традиционно…

Феофилакт Болгарский

Известный византийский писатель, богослов и церковный деятель Феофилакт…

Семь Столпов Православия. III и IV Вселенские Соборы. Христологические споры

С завершением Второго Вселенского Собора оканчиваются арианские смуты,…

14 февраля ст.ст. / 27 февраля н.ст.

Пятница 1‑й седмицы. Прп. Авксентия.
Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 10 февраля.

На утрене к первому Троичному припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи».
Кафизмы 13‑я, 14‑я и 15‑я.
По первой кафизме — седальны Октоиха, в т. ч. мученичен с припевом: «Дивен Бог во святых Своих…», поскольку по шестой песни канона будет читаться кондак Минеи.
На великопостной утрени три канона — из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди.
Трипеснец Триоди на 5‑й, 8‑й и 9‑й песнях. 1‑я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2‑я песнь не стихословится. 3‑я и 4‑я песни стихословятся так же, как в понедельник. 5‑я песнь стихословится подобно 1‑й в понедельник.
Поется ирмос 1‑й песни канона из Минеи и первый стих (на 4): «Господь, царствуяй веки…». Чтец читает 1‑й тропарь канона Минеи.
Певцы: «И наведе на ня Господь…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен канона Минеи.
2‑я песнь не стихословится.
Песнь 3‑я (из Минеи) начинается пением библейских стихов. Сразу после окончания 1‑й песни певцы — стих: «Господь взыде на небеса…». Чтец — 1‑й тропарь канона.
Певцы — стих: «И даст крепость…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен Минеи.
Певцы — ирмос 3‑й песни канона Минеи. Отличие от обычного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но в конце ее, покрывая песнь, как катавасия.
По 3‑й песни — седален преподобному, глас 8‑й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
Песнь 4‑я (из Минеи). Певцы — ирмос 4‑й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой — сила моя…». Чтец — 1‑й тропарь.
Певцы стих: «И на высокая возводит…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен Минеи.
5‑я песнь стихословится подобно 1‑й в понедельник (поскольку соединяется с трипеснцем):
5‑я песнь канона стихословится от стиха: «От нощи утренюет…» до «Зависть приимет …» (по Ирмологию), после котрого поется ирмос канона Минеи.
Певцы — стих: «Господи, Боже наш…». Чтец — 1‑й тропарь канона Минеи.
Певцы: «Господи, Боже наш, стяжи ны…». Чтец — снова 1‑й тропарь.
Певцы: «Мертвии же живота не имут…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Сего ради навел…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Приложи им…». Чтец — Богородичен Минеи.
Певцы: «Господи, в скорби помянух Тя…». Чтец — 1‑й тропарь первого трипеснца Триоди.
Певцы: «И яко болящая…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Страха ради…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Не падем, но падут…». Чтец — Богородичен 1‑го трипеснца.
Певцы: «Воскреснут мертвии…». Чтец — 1‑й тропарь 2‑го трипеснца Триоди.
Певцы: «Роса бо, яже от Тебе…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — Троичен Триоди.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен Триоди.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец — тропарь Триоди.
Затем на катавасию поется ирмос 2‑го трипеснца Триоди: «Нощи прешедшей…» (глас 2‑й).
6‑я песнь стихословится с начала, от стиха: «Возо­пих в скорби моей…» и до: «Хранящии суетная и ложная…» включительно. После этого стиха читается 1‑й тропарь канона Минеи.
Далее: «Аз же со гласом хваления…» снова 1‑й тропарь канона Минеи.
«Слава» — 2‑й тропарь канона Минеи.
«И ныне» — Богородичен Минеи.
На катавасию — ирмос канона Минеи.
По 6‑й песни — малая ектения. Кондак и икос преподобному, глас 2‑й.
7‑я песнь стихословится с начала, от стиха: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших…» и до: «Благословен еси, видяй бездны…» включительно. После этого стиха поется ирмос канона Минеи.
Далее: «Благословен еси на престоле…» и 1‑й тропарь канона Минеи.
«Благословен еси на тверди…» снова 1‑й тропарь канона Минеи.
«Слава» — 2‑й тропарь канона Минеи.
«И ныне» — Богородичен Минеи.
7‑я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8‑я песнь.
Примечание. Стихословие полностью 6‑й и 7‑й библейских песней в данном случае необходимо по той причине, что на утрене субботы 1‑й седмицы предполагается стихословить библейские песни по разделу Ирмология «Поем Господеви», в котором 6‑я и 7‑я библейские песни полностью не исполняются, а, следовательно, на 1‑й седмице поста были бы полностью исполнены не все девять библейских песней. Поэтому Типикон предлагает полностью стихословить 6‑ю и 7‑ю песни в пятницу (Типикон, гл. 49, пяток вечера 1‑й седмицы, 2‑е «зри»; гл. 48, 24 февраля, 9‑я Маркова глава; гл. 48, 24 марта, 4‑е «зри»). В богослужении суббот 2‑й, 3‑й и 4‑й седмиц Великого поста 6‑я и 7‑я библейские песни будут полностью исполнены на ряду на утрене. В субботу 5‑й и 6‑й седмиц рекомендуется поступить так же, как и на 1‑й седмице Великого поста.
Песнь 8‑я поется, как в понедельник. Хор или чтец читает подряд стихи 8‑й песни от стиха: «Благословите вся дела Господня…» и до: «Благословите, огнь и вар…». После этого стиха поются ирмос канона из Минеи и стих: «Благословите, росы и иней…». Чтец — 1‑й тропарь Минеи.
Певцы: «Благословите, сланы…». Чтец — снова 1‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, свет и тьма…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, земля…». Чтец — снова 2‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, источницы…». Чтец — Богородичен Минеи.
Певцы: «Благословите, вся птицы небесныя…». Чтец — 1‑й тропарь 1‑го трипеснца Триоди.
Певцы: «Благословите, сынове…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, священницы…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Благословите, дуси…». Чтец — Богородичен 1‑го трипеснца.
Певцы: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил…». Чтец — 1‑й тропарь 2‑го трипеснца.
Певцы: «Благословите, апостоли…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен трипеснца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — тропарь трипеснца.
Певцы: «Хвалим, благословим…» и ирмос 2‑го трипеснца на катавасию, глас 2‑й: «В купине Моисею…».
На 9‑й песни обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев).
Затем ирмос 9‑й песни из Минеи и стих: «Благословен Господь Бог Израилев…». Чтец — 1‑й тропарь из канона Минеи.
Певцы — стих: «И воздвиже рог спасения нам…». Чтец — снова 1‑й тропарь.
Певцы: «Якоже глагола…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Спасение от враг…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Сотворити милость…». Чтец — Богородичен канона Минеи.
Певцы: «Клятву, еюже клятся…». Чтец — 1‑й тропарь 1‑го трипеснца.
Певцы: «Служити Ему…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «И ты, отроча…». Чтец — 3‑й тропарь.
Певцы: «Дати разум…». Чтец — Богородичен.
Певцы: «В нихже посети нас…». Чтец — 1‑й тропарь 2‑го трипеснца.
Певцы: «Направити ноги нашая…». Чтец — 2‑й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — последний тропарь трипеснца.
Певцы — ирмос 2‑го трипеснца на катавасию, глас 2‑й: «Чистую и Пречистую…».
«Достойно есть». Светильны Триоди. К светильну первое окончание: «…силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя».
На стиховне стихиры Триоди, глас 8‑й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Яко виде Тя распинаема…».
На 1‑м и 9‑м часах по пятницам в течение всей Четыредесятницы кафизмы не положено. На 3‑м часе — кафизма 19‑я; на 6‑м часе — кафизма 20‑я.
На 6‑м часе — прокимен, глас 7‑й: «Возлюблю Тя, Господи…»; стих: «Бог мой, Помощник мой». 2‑й прокимен, глас 6‑й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой»; стих: «Небеса поведают славу Божию…».
Примечание. Подробное изложение порядка изо­бразительных (их окончание) и вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 12 февраля (см. с. 54).
Порядок пения кондаков на изобразительных в храме Господском см. в среду 12 февраля (см. с. 54); в храме Богородицы и святого — см. в понедельник 10 февраля(см. с. 48).

На вечерне — кафизма 18‑я.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 10: Триоди самогласен дня, глас 5‑й: «Приидите, вернии…» (дважды), свт. Алексию (с 12 февраля), глас 5‑й — 4, и вмч. Феодору Тирону, глас 2‑й — 4. «Слава» — вмч. Феодору, глас 6‑й: «Сосуда употребив враг…», «И ныне» — догматик, глас 4‑й: «Иже Тебе ради…».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1‑й паримии, глас 5‑й: «Услышит тя Господь в день печали»; стих: «Защитит тя имя Бога Иаковля». Прокимен 2‑й паримии, глас 6‑й: «Вознесися, Господи, силою Твоею…»; стих: «Господи, силою Твоею…») и паримии святителю –3.
«Да исправится молитва моя…» и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров по обычаю (см. 12 февраля).
По заамвонной молитве иерей с диаконом исходят к уготованному на солее столу, на котором стоит блюдо с коливом, и совершают чин молебного пения великомученику Феодору Ти́рону. Чтец — псалом 142‑й: «Господи, услыши молитву мою…». Певцы: «Бог Господь» — тропарь вмч. Феодору, глас 2‑й: «Велия веры исправления…». «Слава» — тот же тропарь, «И ныне» — «Вся паче смысла…». Чтец — псалом 50‑й. Диакон во время псалма кадит окрест стола с коливом и священнослужителей.
По 50‑м псалме — канон вмч. Феодору на 4 (без ирмосов). Певцы поют запевы: «Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас» к двум первым тропарям канона, затем «Слава, и ныне». Иерей читает тропари канона.
По 6‑й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — кондак вмч. Феодору, глас 8‑й.
По 9‑й песни вместо «Достойно» — ирмос 9‑й песни.
Чтец: Трисвятое по «Отче наш…», по возгласе — тропарь святому: «Велия веры исправления…». «Слава» — кондак святому, глас 8‑й: «Веру Христову…». «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Якоже предстательство…». Диакон: «Господу, помолимся». Певцы: «Господи, помилуй».
Иерей читает молитву над коливом (см. в Служебнике чин благословения колива с упоминанием вмч. Феодора Тирона).
Певцы: «Аминь». «Буди имя Господне…» (трижды). Чтец: «Благословлю Господа…». Отпуст с поминовением святых наступающего дня, а также свт. Григория Двоеслова.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu