Православные храмы

Храм преподобного Агапита Печерского (прихода иконы Божией Матери «Всецарица» на Троещине)

Деревянный храм в честь преподобного Агапита Печерского принадлежит…

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…

Храм трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (в Голосеево)

Деревяный однокупольный храм в честь трех святителей был построен в…
Публикации

Наречение имени

Выбор имени ребенка порой вводит родителей в затруднение. Тут советчиками…

“Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше”. К 60-летию Свято-Никольского храма г. Ровеньки Луганской епархии

Прошло 60 лет с тех пор, как православные верующие города Ровеньки, купив на…

Призвание — соединять человека с Богом

У священника нелегкая миссия: он несет людям слово Божие, наполняет будничную…

Происхождение и содержание чина

С первых веков христианства Церковь присоединяла к себе язычников, иудеев и других иноверных через Таинство Крещения.

В первый раз чин присоединения еретиков через Крещение, как отдельный от общего чинопоследования Крещения иноверных, встречается в «патриаршем Евхологионе», неизвестно когда составленном, но известном уже в начале XV века — чин, помещенный в «Евхологионе» Гоара. В том же Евхологионе Гоар помещает и другой древний чин присоединения через Крещение манихеев, отличающийся от общего чинопоследования Крещения в некоторых частностях, но по своему внутреннему характеру вполне согласный с этим последним. Присоединяемый по этому чину должен предварительно две недели поститься, при отрицании — произносить проклятие сначала на начальников ересей, а потом на их последователей, хулящих Ветхий и Новый Завет, пророков и Моисея, признающих два начала бытия — доброе и злое, поклоняющихся солнцу, звездам и т.д. В этом же чине помещается и известная молитва оглашения: «Боже великий, высокий и великоименитый...»

В рукописных славянских требниках и сборниках XV и XVI веков помещаются те же самые чины Крещения еретиков, что и в Евхологионе Гоара. Таковы чины — «о еже како достоит приимати, еже от ересей различных святей Божией апостольстей Церкви приходящих» и «како достоит приимати списанием ересь тех, иже от манихеи приходящих святей Божией соборной и апостольстей Церкви» — в рукописном требнике начала XV века и в требнике XVI века. В рукописных и печатных требниках XVII века чины Крещения неправославных и других иноверных излагаются уже гораздо полнее и подробнее. В них содержатся оглашения, молитвы, вопрошения о вере и отрицания от заблуждений.

Эти чины сходны между собой по своему литургическому составу и по внутреннему характеру, различие касается содержания вопрошений и отрицаний, а также времени и места оглашения и отрицаний. Так, по чину «аще кто в ереси быв крещен сый и обратится, либо хвалисин, либо жидовин, либо кий еретик», излагаемому в рукописи XVII века, желающии креститься встает посреди церкви и начинает проклинать все ереси, бывшие от начала и до последнего времени, затем следуют троекратные вопрошения о вере во Святую Троицу, молитвы и т.д. А по чину, напечатанному в требниках Иосафа (1639 г.) и Иосифа (1651 г.), обращающийся после начального оглашения поручается искусному священнику для научения вере, который, кроме того, дает ему указание 40 дней поститься, приходить к Церкви Божией и стоять вне ее со страхом и сокрушением сердечным о содеянных прежних своих согрешениях; за семь дней до Крещения в паперти, пред дверьми церковными, начинаются оглашения с подробнейшим отрицанием оглашаемого от всех еретических заблуждений, сопровождаемые молитвами и благословением иерея, и продолжаются пять дней; Крещение же совершается перед Литургией. В начале этого чинопоследования говорится, что «сего чина и устава последование единообразно действуется над приходящими и от иных вер. Аще жидовин, аще срацын, или кто прежде еретическое имея Крещение, и нихже все свершается неизменно, якоже зде написано: кроме токмо свое написание имать в отрицании, коегождо богомерзкого закона и проклятия всяких различных ересей».

Подобный чин присоединения через Крещение помещен и в Требнике Петра Могилы. Здесь также сказано, что после начального оглашения и наречения христианского имени желающий креститься должен 40 дней поститься и поучаться в вере от искусного иерея; за семь дней до Крещения начинаются оглашения в продолжение пяти дней, состоящие из молитв, вопрошений в вере и искренности обращения, в отречении присоединяемого от сатаны и еретических Заблуждений, в чтении Символа веры и благословениях. После этого совершается Крещение и Миропомазание до Литургии, а за Литургией новокрещенный приобщается Святых Тайн.

Чины присоединения иноверных к Православию, изданные в Требнике Петра Могилы, вошли в современную редакцию чина с 1831 года. В главных частях они не отличаются от древнего чина Крещения иноверных и еретиков, утвержденного Вселенскими соборами и общего для всех иноверцев. С XVII века в нашей Церкви неизменными и необходимыми компонентами чинов присоединения иноверных являются те же самые, что и в древнем чине Крещения: наречение христианского имени; оглашение, включающее в себя изучение догматов веры и правил христианского благовестия, вопрошений о вере, отрицание сатаны и еретических заблуждений, а затем Крещение и Миропомазание по чину Православной Церкви.

Чины принятия в Церковь иноверных содержатся в книге «Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви» и в Большом Требнике. Но так как находящееся в Большом Требнике исповедание Православной веры с отречением иудея от его заблуждений и ересей и отречение магометанина от его лжеучителей содержит в себе указания на многие такие заблуждения и на таких лжеучителей, которые ныне уже практически не известны иудеям и магометанам, то чин оглашения их совершается не по Большому Требнику, а по «Книге чинов Присоединения к Православию».
 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu