Михайловский златоверхий собор
Церковь архангела Михаила, соборный храм одноименного Михайловского монастрыря. Всемирно известный памятник архитектуры и искусства XII—XVIII вв. Храм разрушен в 1936 г. На протяжении 1997—99 гг. на том же самом месте сооружена его копия (Трехсвятительская, 6).
Собор заложен 11 июля 1108 г. князем Святополком-Михаилом Изяславичем, который здесь же и похоронен в 1113 г. По древней монастырской легенде, женой Святополка была дочь византийского императора по имени Варвара, которая будто бы привезла в киевский храм мощи одноименной себе святой великомученицы Варвары. Несмотря на то, что первые упоминания о них появляются лишь в конце XVI в., мощи св.Варвары доныне остаются одной из важнейших киевских реликвий. Считают, что Михайловский собор в древнерусские времена относился к Дмитриевскому монастырю, однако прямых свидетельств этому нет.
Первоначально Михайловский собор представлял собой храм крестово-купольного типа с центральным куполом, опиравшимся на четыре столба, тремя апсидами на востоке и нартексом на западе. Архитектурными формами он напоминал несколько уменьшенную копию Успенского собора. В северное членение нартекса была встроена винтовая лестница, ведущая на хоры, а в южное — аркосолий для княжеского саркофага. Собор имел длину 28,6 м и ширину 19,4 м. К юго-западному углу была пристроена четырехстолпная трехапсидная церковь — придел, посвященная Входу Господнему в Иерусалим (10,5 на 8,7 м), а перед западными и северными дверями — небольшие наружные притворы. Как снаружи, так и внутри храм был роскошно декорирован. Купол Михайловского собора был впервые в Киеве покрыт золотом, поэтому он получил название Златоверхого. Фасады имели сплошную штукатурку и фресковую роспись, имитировавшую кладку из мраморных блоков. В интерьере наряду с фресковой росписью было применено дорогое мозаичное оформление главного алтаря и центрального купола. Пол храма также был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда и сень-киворий над престолом опирались на мраморные колонны.
Монгольское нашествие не нанесло Михайловскому собору значительного ущерба, хотя он, конечно, был ограблен и некоторое время пребывал в запустении. Анализ письменных источников позволяет утверждать, что храм периодически реставрировали начиная с XIV в., когда при нем возобновился монастырь. Следы многочисленных ремонтов разного времени были заметны на сводах собора вплоть до его разрушения. Известно, что в конце XVI в. купол собора еще сохранял остатки позолоты.
Капитальную реставрацию Михайловского храма осуществил в 1620-х годах игумен Иов Борецкий, в свое время избранный киевским православным митрополитом. В боковых апсидах Борецкий устроил приделы св.Варвары и Введения Богородицы в Храм. Тогда же возведена новая крыша с тремя фронтонами в стиле барокко и дополнительный купол над нартексом. Автором этой перестройки вероятно был "каменщик Петр Немец, обыватель киевский", с которым позднее Борецкий заключил соглашение на постройку колокольни. Новые иконостасы выполнил киевский резчик Роман. Тогда же была постороена и колокольня.
В 1655—56 гг. игумен Феодосий Софонович заменил деревянную кровлю на железную, а главный купол на средства Богдана Хмельницкого был заново покрыт медью и позолочен. Монастырская легенда о том, что по воле гетмана на кресте главного купола установили двуглавого орла, не отвечает действительности.
Между 1688—90 гг. на средства генерального судьи Михаила Вуяхевича к северной стене собора пристроен новый каменный придел св.Варвары. В 1712—15 гг. его коренным образом перестроили по заказу Дмитрия Голицына. Симметричный придел св.Екатерины пристроен с юга между 1721—31 гг. При этом был разобран древний Входо-Иерусалимский храмик, а в стенах первоначального ядра прорезаны широкие арки. Эти перестройки были осуществлены под руководством московского строителя Ивана Матвеевича.
Иконостас главного храма, сооруженный в 1718 г. на средства гетмана Ивана Самойловича, имел пять ярусов и считался одним из лучших во всем Киеве. Авторами этого произведения были черниговский резчик Григорий Петров и иконописец Стефан Лубенский.
Перестройки первой трети XVIII в. были неудачными с технической стороны и едва не послужили причиной гибели храма. Уже в 1740-х годах новые приделы осели настолько, что собор буквально раскололся пополам. Высказывались даже предложения вообще его разобрать. Однако с 1746 г. началась коренная реконструкция собора, после которой он приобрел почти окончательный вид. Постройка с трех сторон была укреплена массивными аркбутанами, храм стал семиглавым. Барокковая декорация фасадов стала чрезвычайно пышной. Западный фасад украсила композиция из трех фронтонов изысканной формы, причем над средним фронтоном установили выкованную из меди позолоченную фигуру архангела Михаила. Торцы аркбутанов оформлены полуколоннами и завершены маленькими фронтончиками. Порталы, окна и фронтоны обильно украшены лепкой растительного и рокайлевого характера. Документально подтверждена причастность к этой реконструкции выдающегося архитектора Ивана Мичурина.
В Михайловском Златоверхом соборе, каким он предстал после реставрации XVIII в., украинская архитектура барокко достигла своего наиболее полного воплощения. Образовалась одна из наиболее сложных и развитых композиций в тогдашнем зодчестве. Последовательно воплощенный принцип пирамидального построения придал храму особенную гармоничность.
В 1806—08 гг. интерьер собора покрыт новыми настенными росписями, еще сохранявшими традиционные черты староукраинской живописи. Среди икон чрезвычайной ценностью отличался храмовый образ архистратига Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 г. Он представлял из себя уменьшенную копию картины Рафаэля и был написан на золотой пластине, закрепленной поверх серебряной доски массой 4 кг. Ризу иконы украшали 3000 бриллиантов и 16 хризолитов.
Мощи святой Варвары были наиболее прославленной святыней Михайловского храма. Вначале они сохранялись в кипарисовом гробу, а с 1701 г. в серебряной раке, подаренной гетманом Мазепой. Рака массой 32 кг была обильно покрыта кованным растительным орнаментом и представляла собой шедевр украинского ювелирного искусства. В 1847 г. графиня Анна Орлова-Чесменская пожертвовала для мощей великомученицы новую серебряную позолоченную раку, весившую вместе с балдахином 400 кг. Старую мазепинскую раку тогда же перенесли в Екатерининский придел, положив в нее части мощей свв.Харлампия, Пантелеймона и Спиридона. Во время уничтожения собора все изделия из ценных материалов были изъяты и, очевидно, погибли. Мощи св.Варвары несколько раз переносились и сейчас хранятся во Владимирском соборе.
Основательная реконструкция Михайловского собора была осуществлена в 1888 г. архитектором Владимиром Николаевым. Под полом проложены каналы калориферного отопления, между аркбутанами встроены тамбуры входов. Одновременно под руководством профессора Адриана Прахова реставрируются древнерусские мозаики и фрески. Чтобы открыть их для осмотра, верхние ярусы барочного иконостаса были разобраны.
Перенос в Киев столицы Советской Украины предусматривал создание нового правительственного центра, который должен был расположиться прямо на месте Михайловского Златоверхого монастыря. На протяжении 1934 г. со стен обреченного собора специалисты снимали древние мозаики и фрески. Весной 1935 г. начали разбирать боковые купола, а в следующем году остатки сооружения взорваны динамитом. В конце концов этот акт вандализма оказался напрасным — правительственное здание на месте собора так и не было сооружено.
Решение о воссоздании Михайловского храма было принято на уровне Президента независимой Украины. В связи с этим в 1994—98 гг. проведены археологические исследования остатков собора. Раскопки позволили ответить на множество спорных вопросов, связанных со строительной историей памятника. На протяжении 1998 г. на месте собора возведена его копия (главный архитектор Юрий Лосицкий).
← Колокольня Михайловского златоверхого монастыря | Владимирский собор → |
---|