Православные храмы

Храм мученика Трифона (на Троещине-Вигуровщине)

Село Милославичи впервые упоминается под 1396 г. В XVI в., когда…

Храмы Богоявления и Жен-Мироносиц (на Позняках)

Первый молебен был отслужен на Пасху, 29 марта/11 апреля 2004 г.…

Храмы Рождества Христова и Рождества Богородицы на Березняках

Жилой массив Березняки построен на месте села Кухмистерская Слободка…
Публикации

На Чужой территории

Есть место, при упоминании о котором далеко не каждый человек может сохранять…

Польская Православная Церковь. Часть І. От возникновения до Брестской унии 1596 года

В ІХ в. у западно-славянских племенных объединений — полян, вислян, поморян и…

“Покаяния отверзи ми двери...”

Великий покаянный канон свт. Андрея Критского читается, согласно Церковному…

Крещение — это наш культурный и духовный фундамент

Kreschenie kievlyanНакануне празднования 1020-летия Крещения Руси предлагаем Вашему вниманию интервью с ведущим специалистом по древнему Киеву и Древней Руси, председателем Украинского общества охраны памятников истории и культуры, членом Академии Европы, членом-корреспондентом Немецкого института археологии, членом Международной унии славянской археологии, народным депутатом Верховной Рады Украины III и IV созывов, директором Института археологии НАН Украины, награжденным орденами “Знак почета” и князя Ярослава Мудрого IV и V степени, академиком НАН Украины Петром Толочко.

 

— Как Вы относитесь к празднованию 1020-летия Крещения Руси?

— Прежде всего, следует разделить хронологию и суть вопроса. Ведь 1020-летие вроде бы и не совсем круглая дата, 1025-летие — круглее, а 1050-летие — настоящий юбилей. Правда, сейчас исторический темп значительно выше, чем раньше, и, если говорить по существу, то для нас чрезвычайно важно отметить Крещение Руси. Украинцы должны определиться наконец-то со своей цивилизационной принадлежностью. И в таком контексте значение события, которое произошло в 988 г. во времена княжения Владимира Святославовича, трудно переоценить. Это событие было этапным, можно сказать, революционным. Крещение Руси поделило ее историю на две части: до — языческий период, когда восточные славяне имели многобожие со всеми вытекающими первобытными ритуалами; после — монотеизм, когда русский народ приобщился к европейской цивилизационной системе, а точнее — к Православию византийского образца.

Киевская Русь вошла в православное содружество наций и таким образом стала не только наследницей высокой византийской культуры, но и продолжательницей ее традиций. С принятием христианства на Русь пришла письменность (до этого мы можем говорить лишь о памятниках неустроенного письма), иконопись (иконы пришли к нам из Византии, а позже их научились писать русские мастера), роскошная крестово-купольная архитектура (прекрасным образцом является сохранившаяся София Киевская)… В общем, можно сказать, что христианство принесло на Русь тысячелетние достижения культуры стран Европы и Средиземноморья. Крещение — это, по сути, наш культурный и духовный фундамент, на нем мы стоим, благодаря ему продолжаем развиваться.

 

— Многие наши соотечественники считают Православие излишне консервативным и препятствующим развитию…

— Давайте разберемся. Во-первых, Православие глубоко нравственно и в этом смысле его консерватизм — это благо, гуманистический оазис в современном мире. А во-вторых, мы ни в коем случае не должны подходить к вере меркантильно, как к источнику лучшей земной жизни. Мне приходилось слышать рассуждения о том, что католическая вера и протестантизм дают большие структурные возможности, благодаря чему западные страны опередили нас в развитии. Однако, с одной стороны, не сильно-то и опередили, а с другой — процветание католических и протестантских стран обусловлено не столько их верой, сколько жестокой эксплуатацией всего остального мира. Едва ли не каждая из этих стран (будь-то Испания, Франция, Англия, Австрия) была в свое время митрополией, куда стекалось богатство десятков колоний. Именно это стало источником процветания стран Европейского Союза.

Кроме того, я бы не сказал, что наша Церковь застыла в организационных и нравственных императивах на средневековом уровне. Да, Православие не гонится за модой, но ведь это и хорошо. Разве плохо, что наша Церковь отстала от, к примеру, англиканской, которая дожилась до того, что возводит женщин в сан епископов?.. Лично я не уверен, что все без исключения новации следует перенимать. Да и вообще, мне представляется, что тезисы о заскорузлости Православия на самом деле с двойным дном. Их распространяют люди, которые спят и видят, как бы Украину оторвать от России и инкорпорировать в Евросоюз. Для этого используют любые средства, играют даже на религиозных чувствах. Мне часто приходилось слышать, что если бы князь Владимир поставил на того коня, на которого поставила Европа, то Украина бы сейчас не маялась. Но ведь в этих речах много лукавства. К примеру, мы не знаем, на каком уровне развития была бы Европа, выбравшая католическое вероисповедание, если бы Рим подвергся такому разрушению, как Константинополь. Ведь Византийская империя была буквально разодрана: сначала в 1204 г. Константинополь разгромили крестоносцы, а позже — турки-сельджуки. А если бы Европу постигли такие несчастья, которые пережила Киевская Русь во время монголо-татарского ига, то неизвестно, что было бы с западными странами. Причем характерно, что европейские миссионеры не каются в деяниях крестоносцев, но обрабатывают нашу молодежь.

 

— Как Вы считаете, князь Владимир 1020 лет назад сделал цивилизационный или свой личный выбор?

— Я полагаю, что это был не только личный выбор, но все-таки и цивилизационный.<...> Его православный выбор был в то время оптимальным. Византия тогда была крупнейшей и самой развитой страной — не только культурно, но и экономически. Город Константинополь был центром вселенной. Впрочем, Владимира привлек не только блеск византийской культуры во всех ее проявлениях… Православие проникало на Русь со времен Аскольда и Дира. В 945 г. в Киеве на Подоле уже стояла Ильинская церковь, где присягали на верность византийско-русским договорам. В общем, князь Владимир, принимая Православие, конечно же, думал, какое место займет Русь в тогдашнем христианском мире. Католичество ему не нравилось, так как было чуждо восточнославянской ментальности, хотя римские миссии были на Руси еще во времена княгини Ольги. Гуманизм и духовность Православия были русским намного ближе, чем католичество.

 

— Государство поддерживает празднование 1020-летия Крещения Руси. Не так ли?

— Официально, да. Нас даже собирали в президентской администрации, которая поддержала инициативу УПЦ (МП). Но по существу чиновники больше ориентированы на то, чтобы юбилей Православия превратить в праздник всех христианских конфессий.

 

— А как празднуют 1020-летие в научных кругах?

— Ученые празднуют настолько, насколько они связаны с Церковью. Если Церковь проводит круглый стол в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры, посвященный юбилею, то мы (в том числе и ваш покорный слуга) на нем выступаем. Характерно, когда праздновали 1000-летие Крещения Руси, то чувствовался размах. Да, мы жили в глубоко атеистической стране, а власть, хотя и не могла, но пыталась преподнести и ощутить духовность этого мероприятия во всей его глубине.

Беседовал Вячеслав Дарпинянц

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu