Православные храмы

Храм равноапостольного князя Владимира (в Наводницком парке)

Закладка Владимирского храма была совершена Блаженнейшим Митрополитом…

Храм Рождества Богородицы (на Теремках)

Освящение Креста на месте будущего храма состоялось 13/26 мая 2002…

Храм апостолов Петра и Павла (в Академии управления МВД)

Строительство храма началось в апреле 2008 г. Первая Литургия была…
Публикации

Сияние Фаворского Света

В жизни Спасителя мира не было, и нет ничего случайного. Все, что делал и…

Херсонес и миссия христианства

На земле Херсонеса соединились судьбы свт. Климента Римского, равноапп. Кирилла…

“Вместе идущие”. Столичный храм святителя Феодосия Черниговского

На православной карте столицы храм Феодосия Черниговского появился неслучайно.…

Единство во Христе не допускает разделения

patr VarfolomejВаши Блаженства, дорогие братья Предстоятели Поместных Церквей, Ваше Величие, Президент Украины, Высокопреосвященные братья, преподобные священники и диаконы, благословенные сыновья и дочери Церкви, дорогие дети Украины!

На глас архангельских труб, раздающихся с небес, и по молитвам святого равноапостольного князя Владимира собрались мы здесь, у его памятника, Преосвященные Предстоятели Поместных Церквей, святой хор иерархов, представители государства, политические, духовные и интеллектуальные лидеры Богохранимой Украины, уважаемые гости из всех уголков земли, благочестивый украинский народ и мы, представители Константинопольской Церкви, чтобы праздновать вместе, в духе и правде, тысяча двадцатилетний юбилей Крещения Киевской Руси, которое произошло в 988 году.

1020 лет назад Константинополь, Царьград, послал митрополита Михаила с большим количеством ромейских, т. е. византийских, миссионеров, чтобы вести этот великий народ ко Христу через святое Крещение и святое Вероучение. После крещения великого князя Владимира в Херсонесе и его бракосочетания с византийской царевной Анной Багрянородной совершилось всеобщее Крещение украинского правдолюбивого народа, которое сопровождалось чудесным знамением, в протекающей здесь поблизости реке Почайне. Таким образом, Почайна стала новым Иорданом Севера, потоком благодати перерождения. Сегодня та самая Константинопольская Церковь, которая тогда принесла сюда свет веры, отправила Вселенского Патриарха вместе с другими благочестивыми сослужителями этого празднования для совершения жертвы хвалы, приношения и благодарения нашему Богу Спасителю, а также, чтобы принести в своем лице детям Украинской Церкви любовь, попечение, материнское благословение Церкви, ее искреннее поздравление. От имени благословенной нашей Матери, Святейшей Великой Церкви Христовой в Константинополе, мы приветствуем каждого из вас, дорогие братья и сестры, чада во Иисусе Христе, обращаясь ко всем вам: “Радуйтесь!”, “Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа” (Еф. 6: 23)!

Собравшись здесь, на этом историческом месте, по благоизволению Святого Духа, мы можем соединить наши души, сердца и уста в одном совместном и искреннем славословии Святейшего Божия Имени за все совершившиеся тогда замечательные и спасительные события и принести Ему, так как это наш долг, Божественную Евхаристию. Мы исповедуем благоизволение с благодарностью и громко вспоминаем доброе дело, которое совершил Господь для этой великой нации, подчеркивая вместе с Нестором Летописцем, монахом Киевской Лавры, сохранившим для нас описание всенародного крещения, этот святой день просвещения киевлян, когда “великая радость окутала небеса и землю за эти бесчисленные души, обретшие спасение”. Слава Богу! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков!

Это всеобщее Крещение в 988 году, мои дорогие, стало результатом длительных и заботливых усилий Вселенской Патриархии, которая проводила евангелизацию Киевского государства. Около ста тридцати лет ранее этого (860), также по инициативе Вселенского Патриарха, святого Фотия Великого, были катихизированы и крещены многие купцы из Киевской Руси в церкви святого Маммия, в пригороде Константинополя. Позже он направил миссионеров во главе с архиепископом, которые начали катихизацию и крещение. В своем письме к другим Патриархам Востока Фотий с радостью писал: “И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, что они приняли Епископа и с великим усердием исполняли христианские обряды” (PG 102, 736–737). Однако по многим причинам эти усилия не принесли больших плодов. Но эта миссия осталась в памяти и киевлян, и византийцев. Когда княгиня Ольга приехала в Царьград, она приняла Святое Таинство Крещения, и двери для евангелизации Киевской Руси и соседних русских княжеств были вновь отворены. Итак, мы дошли до 988 года Божия, когда внук княгини Ольги принял Крещение в Херсонесе, а вместе с ним крестились и люди, стремившиеся к Свету и спасению. Это великое событие было подготовлено и поддержано Константинопольской Церковью так, чтобы многочисленные миссионеры во главе с Митрополитом Михаилом имели все необходимые средства, как материальные, так и духовные, чтобы свет Евангелия как можно быстрее распространялся не только в пределах Великого княжества Киевского, но и в других землях от Черного до Балтийского моря. По Божией воле и Божию благословению плоды этого всенародного крещения были щедрыми в общественной и духовной сферах и личной жизни тех, кто принял Крещение, так как через Крещение они приобщились не только к православному духовному опыту и духовной жизни, но также и ко всему Византийскому строю, который составил максимально гармоничный синтез христианской духовности и величественного культурного наследия, далекого от всякой дискриминации будь то этнической, расовой или языковой.

Киевская Митрополия была сразу образована Константинопольской Церковью-Матерью, а через некоторое время был сооружен и прекрасный собор Святой Софии Киевской, названный так же, как и самая большая святыня Вселенского Православия — собор в Царьграде. София Киевская стала административным центром и средоточием усилий возрождения во Христе для всех славян русской земли. Первый митрополит из вашего народа Иларион был прав, когда в 1051 году сказал: “Тогда идольский мрак стал удаляться от нас, и слово евангельское осияло нашу землю. Капища разрушались, и поставлялись церкви, идолы сокрушались, являлись иконы святых, бесы убегали, крест же освящал грады. Пастыри словесных овец Христовых, епископы, предстали святому алтарю, принося бескровную жертву. Пресвитеры и диаконы и весь клир благоукрасили и в благолепие облекли святые церкви. Труба апостольская и гром евангельский огласили все грады. Мужи и жены, малые и великие… наполнили святые церкви”. Действительно, дорогие братья и дети, все это совершила Господня десница!

Щедрые плоды этого всеобщего Крещения были результатом не только бескорыстного труда византийских миссионеров, их трудной и многогранной миссии или попечения Матери-Церкви, чтобы эта миссия имела успех, но и поддержки княжеской властью, которая всеми силами содействовала утверждению плодов Крещения ради благотворной связи с другими народами и нациями. Итак, посредством настойчивого сотрудничества государственных и духовных руководителей жажда веры и желание креститься стало все более проявляться в новой духовной жизни во Христе, которая постоянно питается животворящими Телом и Кровью нашего Бога. Это — Евхаристия, которая свидетельствует и скрепляет единство всех членов Церкви Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Крещение, посредством которого мы становимся участниками Христовых страданий и Воскресения, “одной крови и одного тела” с Ним, согласно святому Павлу, является, главным образом, Таинством единства в теле Церкви, и это подтверждается общим участием в единой Божественной литургии, в единой Чаше Жизни. Большой сторонник византийской миссии, Вселенский Патриарх святой Николай Мистик, (901–907 и 912–925) говорит об этой объединяющей силе Святого Крещения, когда обращается к болгарскому царю Симеону, чтобы предотвратить кровавый конфликт между христианами: через Крещение “мы единое тело в вере, и у нас есть единая Глава Христос, и мы являемся членами друг друга, и поэтому не могут одни члены восставать на другие” (PG 111, 77).

Поэтому единство во Христе как для местных жителей, так и для всего церковного тела Ойкумены (Oecumene) не допускает разделения или конфликтов, потому что, как говорит апостол Павел: “Мы все одним Духом крестились в одно тело... Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены” (1 Кор. 12: 13, 26–27). Любое разделение церковного тела оскорбляет его Божественного Главу и расточает дары Святого Духа, Который не действует в тех, кто служит причиной разделений и кто безразличен к Нему. Поэтому Вселенский Патриарх и напоминает царю болгар о нерушимости духовного родства, объединяющего всех христиан: “Бог, который возлюбил мир и возвратил Себе Свое собственное творение через Крест и смерть Своего Сына, позволил нам быть просвещенными светом Его знания, разрушив таким образом стену враждебности, и пригласил нас на торжество Его славы, присоединяясь к ромеям в любви и вере; вражду примирив, звон оружия прекратив, и разделение завершив любовью и единством и поддержкой друг друга” (PG 111, 61–64).

В этом смысле сегодняшнее торжественное празднование 1020-летия Крещения Киевской Руси, достигшее своей вершины в Литургии, является, с одной стороны, воспоминанием (anamnesis) неисчислимых Божиих даров великой украинской нации, которые стали результатом Крещения, а с другой — вынужденным приглашением (prosklesis) к скорейшему преодолению разделения церковного тела, которое стало следствием трудностей нашего времени, является подтверждением нашего общего Крещения посредством собрания всех в одном месте “в едином смирении”, как говорит святой Игнатий Богоносец (ΒΕΠΕΣ 2, ΙΙ 28), через единодушное сближение и участие в общем собрании у животворящего Евхаристического алтаря Божия. Константинопольская Церковь-Мать страдает вместе с дражайшей своей дочерью — Украинской Церковью из-за опасных разделений ее церковного тела и переживает так, как будто это ее тело. Надеется на быстрое и полное достижение любезного Богу единства. В то же время она обращается ко всем участникам продолжительного церковного противостояния с просьбой считать своим личным долгом — во имя Господа Бога! — действовать искренне, делая все возможное для достижения мира и единства, чтобы зло не закалилось временем, не усугубились очевидные негативные последствия духовного и социального несогласия украинского народа.

Мы, Патриархи и Предстоятели Поместных Церквей, и через нас вся Православная Церковь, собравшиеся сегодня вокруг Алтаря Господня, разделяем радость 1020-летнего юбилея Крещения благочестивого украинского народа, которое открыло дорогу для евангелизации всех славянских княжеств Восточной Европы. Наша радость велика, так как это великое Таинство с нами разделяет и празднует Его Блаженство Патриарх Московский и всея Руси, наш возлюбленный брат и сослужитель Алексий II. С одной стороны, его присутствие подчеркивает благую силу, которую Крещение имеет для всех нас, а с другой — его собственный опыт трудных времен выражает жертвенную борьбу, необходимую для постоянного подтверждения Божественных Даров, которые изливаются в Крещении на всех верных. Его борьба по охране Божественных Даров Крещения в крайне враждебных и недоброжелательных обстоятельствах в период атеизма всем известна и засвидетельствована памятью всех русских мучеников. Его борьба ради нашего святого братства является примером и гордостью для всех нас. Приветствуя его как брата-сослужителя, в его лице мы воздаем хвалу всей Святой Церкви России, так как от этого памятного сослужения великая радость объемлет небеса и землю во славу Триединого Бога и Его Святой Церкви. Матерь-Церковь знает и признает все это, поэтому она засвидетельствовала это в знак уважения к нашему дорогому брату и сослужителю Патриарху Алексию.

Произнеся эти слова из глубины нашего сердца, мы искренне благословляем Украину, землю святых, ее досточтимых руководителей, ее христолюбивых людей, вознося от их имени прошения о заступничестве к Богородице, святым равноапостольным Владимиру и Ольге и всем святым. “Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами!” (2 Кор. 13: 11).

Слово Патриарха Вселенського Варфоломея I после Божественной литургии на Владимирской горке в Киеве. 27 июля 2008 г.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu