Православные храмы

Храм преподобного Романа Сладкопевца (при поликлинике больницы № 11 Голосеевского района)

Больничная часовня, ныне превращена в церковь. Находится во дворе…

Храм благоверного князя Александра Невского (на Оболони)

21 сентября 2011 года в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы…

Храм священномученика Макария, митрополита Киевского

Настоятель храма прп. Феодора Освященного на Лукьяновке о. Константин…
Публикации

Пост телесный, пост духовный

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

О’Генри: Последний лист

В небольшом квартале к западу от Вашингтон-сквера улицы перепутались и…

Дружба, або надгробний Пам’ятник егоїзму

“Ниспавши с высоты, лежит на прахе дуб, перунами разбитый; А рядом гибкий плющ…

“Причащается раб Божий Джованни…” Украинская православная диаспора в Италии

Diaspora_v_ItaliiЗа последние 15–17 лет из Украины в поисках лучшей жизни выехало около 7 миллионов украинцев. Начиная с конца XIX в., когда украинцы из западных регионов впервые массово выезжали в Америку и Канаду, это уже пятая волна украинской эмиграции. В Европе страной, где проживает самое большое количество украинских эмигрантов последней волны, является Италия. По приблизительным подсчетам, в Италии работают более миллиона наших соотечественников. Точные данные неизвестны, ведь большинство из них живет здесь нелегально.

Украинцы, работающие в Италии, — как правило, люди из западных областей Украины: Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Закарпатской, Черновицкой, Волынской, Ровенской и Хмельницкой. Преимущественно это женщины, что объясняется как спецификой работы, так и добросовестным отношением к ней. В основном они ухаживают за пожилыми и больными.

Живя в чужой стране, люди сталкиваются с множеством проблем. Это и отсутствие легального статуса, а соответственно и своего жилья, поскольку украинские женщины проживают вместе с итальянскими бабушками и дедушками, за которыми ухаживают. Однако страшнее всего проблемы психологические и духовные.

Прежде всего — одиночество. Женщина оставляет в Украине мужа, детей, близких, и после эйфории пребывания за границей появляется тоска по родным, перспективы увидеть которых весьма отдаленные, ведь нужно отработать истраченные на дорогу деньги и что-то заработать. А это на практике требует по крайней мере 2–3 года. Из-за длительного пребывания жены или мужа заграницей распадаются семьи. По этому поводу наши соотечественники грустно шутят: “Через год ехать домой еще не с чем, через два — уже не к кому, а через три — незачем”.

Другим фактором, приводящим к психологическим проблемам, является недостаток уважения, ведь нашим соотечественникам в Италии приходится быть прислугой.

Кроме того, часто женщина вынуждена круглосуточно сидеть в четырех стенах, присматривая за пожилыми, нередко психически больными людьми. В психлечебницах Черновицкой области (и не только там) находится на излечении очень много женщин с психическими расстройствами, “заработанными” в Италии.

В религиозном отношении украинская диаспора в Италии делится на православную и греко-католическую. Невзирая на значительное присутствие греко-католиков в Италии, православных там больше — около двух третей. Даже если предположить, что православных и греко-католиков в Италии поровну, то все равно цифра впечатляющая — 500 тысяч. Это даже превышает число верующих таких автокефальных Православных Церквей, как Польская (по разным данным, от 300 до 500 тыс.), Чехо-Словацкая (около 200 тыс., не считая 300 тыс. украинских “заробитчан” только в Чехии) и Албанская (почти 150 тыс.).

Учитывая масштабы украинского православного присутствия только в Италии, Украинская Православная Церковь не может оставаться в стороне от проблем, с которыми сталкиваются наши соотечественники на чужбине, потому что только она в состоянии адекватно разрешать вопросы духовной опеки своих чад. Конечно, за границей существуют наши посольства, консульства, но они предоставляют лишь правовую и, редко, социальную помощь. Духовную же и психологическую помощь может оказать только Церковь. Выслушать, утешить, посоветовать, исповедать человека, дать ему надежду — дело священника. “Церковь для нас — это все”, — делится женщина из Харькова, работающая в Милане. — Нам хозяева дают один выходной в неделю, — продолжает она, — а некоторым из нас — вообще два или три часа, куда нам идти? В город? Что я там найду? К знакомым? Их немного. А вот в церковь, да! Мы находим здесь все — Бога, Родину, хороших людей, которых так хочется видеть здесь — на чужбине”.  Многие люди, не ходившие в храм Божий на Украине, приходят к Богу именно там — заграницей, когда оказываются в чужой среде.

К сожалению, наши люди пока еще не получают должной пастырской опеки из-за крайней нехватки, а то и отсутствия заграницей украинских православных священников. А, между тем, очень активны греко-католики (униаты), которые только в Италии имеют более 60 приходов. Не разбираясь в межконфессиональных отличиях, православные украинцы часто посещают униатские храмы, тем более что некоторых привлекает то, что язык богослужения там — украинский. Кроме того, немало украинцев попадают в секты.

Поэтому одной из главных задач Украинской Православной Церкви в ближайшем будущем является активное попечение об украинской православной диаспоре, командирование за границу украинских священников, учреждение приходов в канонических рамках, в которых живет и действует наша Церковь. Именно об этой проблеме шла речь в выступлении Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 г.

У Православия в Италии большое будущее. И его украинская составляющая будет оставаться значительной. Многие из тех, кто уехал на заработки, вернутся домой, но не все. Молодые люди, выехавшие семьями, возвращаться в Украину не собираются. В Италии они уже нашли работу, кто-то приобрел недвижимость, открыл собственный бизнес. Их дети ходят в итальянские детские садики, школы. Потом, вырастая, они встречаются с итальянской молодежью и создают украино-итальянские семьи. Именно эти люди станут основой Православия в Италии.

“Заграничный” православный священник должен быть, как и апостол Павел, с эллинами как эллин, а с иудеями как иудей. “Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых” (1 Кор. 9: 22). Примером такого священника является отец Николай Макар (настоятель миланского прихода св. Амвросия Медиоланского: Largo Corsia dei Servi, 4, tel.: +39.334.788.59.97), выучивший за первый год своего служения в Италии молдавский язык, и теперь к нему приходят не только украинцы и россияне, но и молдаване.

Православная паства в Италии очень неоднородна как в национальном, так и в культурном отношении. Да и сами итальянцы часто интересуются восточной традицией христианства и со временем переходят в Православие.

Когда священник, недавно приехавший из Украины, выходит со Святой Чашей для причащения, то поначалу ему непривычно произносить: “Причащается раб Божий Паоло, Джованни, Армандо или раба Божия Барбара”. Но при этом так ощущается, что Православие не исчерпывается лишь границами твоей Родины… Несут его в Италию наши соотечественники, и им нужно помогать.

Священник Николай Данилевич

Отдел внешних церковных связей УПЦ

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu