Православные храмы

Храм преподобного Нестора Летописца (возле южного моста)

Храм преподобного Нестора Летописца построен в городе Киеве в 2010…

Покровский собор на Оболони

В первой половине 1990-х годов по проекту Валентина Исака и Игоря…

Храм святителя Петра Могилы (на Сырце)

Первая Литургия отслужена в Лазареву субботу, 22 апреля 2000 г. Храм…
Публикации

Храни свои мысли и сердце в чистоте

До чего же обманчива вера в прогресс! Можем ли мы сказать, что человеческая…

Увидеть Бога кончиками пальцев

По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего…

“Днесь спасения нашего главизна...”

Почитание Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, несомненно, имело место…

Польская Православная Церковь. Часть І. От возникновения до Брестской унии 1596 года

Warsaw_metropolitan_orthodox_church_st_Maria_MagdalenaВ ІХ в. у западно-славянских племенных объединений — полян, вислян, поморян и других, из которых сформировалась польская народность, — материально и социально возвышается родовая знать, усиливается влияние князя, образуются первые раннефеодальные государства. Эти “племенные княжения”, воюя между собой, ищут поддержки: одни у Восточно-Франкского (Немецкого) королевства на западе, другие у Великоморавского княжества на юге. Из этих держав, а позднее и из Киевской Руси, в разное время и приходит на земли Польши христианство. В княжество вислян веру Христову принесли просветители славян святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они прибыли в 863 г. с миссионерской целью в Моравию из Константинополя, направленные императором Михаилом III и патриархом Константинопольским Фотием по приглашению князя Ростислава. Святые братья создали славянскую азбуку и перевели с греческого на славянский язык Священное Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Они крестили Моравию и понесли слово благовестия в соседние славянские страны.

В 869 г. святой Мефодий был поставлен архиепископом Моравии и Паннонии. “Польские земли как сопредельные Великой Моравии были одними из первых, на которые должна была обратиться спасительная миссия сего святого мужа, — полагает профессор МДА К. Е. Скурат. — Со времени же расширения Велико-Моравского княжества при Святополке (870–894), когда в его состав вошли коренные польские районы — Силезия, Краков, Малая Польша и, следовательно, сделались частью Велеградской или, как иногда называют славянские историки, “Мефодиевской” епархии, влияние святого Мефодия стало здесь непосредственным и постоянным”. После падения в 906 г. Велико-Моравского государства под ударами кочевников-венгров многие христиане бежали в польские земли, становясь миссионерами учения, принятого ими от славянских первоучителей. Насколько упрочен был здесь славянский церковный обряд, свидетельствует летописец, сообщая, что в построенном в византийском стиле еще до крещения князя Мешко I храме Святого Креста “на Клепаре” даже в ХІІ в. богослужения проводились на славянском языке. Обнаруженные археологами памятники также свидетельствуют о том, что в XII в. в Кракове и его окрестностях еще сохранялся древний славянский обряд.

В Х в. князьям из полянского рода Пястов удалось объединить польские племена в единое Польское княжество. Первый исторически достоверный князь этой династии Мешко І (Мечислав) в 966 г. принял крещение и крестил свой народ. “Считается, что Мешко, первой женой которого была чешская княжна Домбровка, принял христианство греко-славянского обряда. Только позднее, когда он вступил в брак с принцессой из саксонского дома, начало усиливаться немецко-латинское влияние”, — пишет проф. К. Е. Скурат. Чтобы не допустить зависимости от немецких епископов, через два года после крещения Мешко в Польше с миссионерской целью была учреждена первая епископия, подчиненная непосредственно Риму, во главе которой был поставлен епископ Иордан. В 983 г. Мешко признал себя вассалом Священной Римской империи.

В 988 г. стараниями святого равноапостольного великого князя Владимира крестилась и Русь. При нем и его сыне Ярославе Мудром в состав Киевского княжества входили и славянские земли с западной стороны Буга (Червонная Русь) с такими известными городами (ныне польскими), как Холм (Хелм), Перемышль и др.

Наибольшего могущества древнепольское государство достигло в 992–1025 гг. при князе Болеславе I Храбром. Он расширил его границы на западе, юге и востоке — захватил в 1018 г. Червонную Русь (отвоеванную у Польши Ярославом Мудрым в 1031 г.). В 1000 г. в столице Польши Гнезно была создана отдельная польская архиепископия, а незадолго до смерти Болеслав І принял королевский титул.

 

Начало экспансии польского католичества на Русь

В ХII–ХII вв. Польша и Русь, как и большинство стран Европы, переживали период феодальной раздробленности. На юго-западе Руси возникли два княжества — Галицкое и Волынское, в 1199 г. объединенные в одно — Галицко-Волынское. Своего наибольшего могущества оно достигло в середине ХIII в. при князе Данииле Романовиче (1221–1264), заботами которого в г. Холме была учреждена православная епископская кафедра. В XIII в. епископия была открыта и в Перемышле. Папа Иннокентий IV предложил Даниилу Романовичу королевскую корону, надеясь таким образом открыть доступ католическим миссионерам в Галицко-Волынское княжество. Однако попытки Предстоятеля Римской Церкви не увенчались успехом — корону Даниил в 1254 г. принял, но от церковной унии отказался. После его смерти держава распалась на удельные княжества, тогда как в Польше на рубеже

ХIII–XIV вв. начался процесс объединения страны. Это облегчило польским феодалам продвижение на восток.

При правившем в 1333–1370 гг. короле Казимире III Великом, последнем из Пястов, Галицкие и Холмские земли были присоединены к Польше. “Прииде король Краковский, — пишет летописец, — со многою силою и взяша лестию землю Волынскую и Галицкую и много зла христианам сотвориша, а церкви святыя претвориша на латинское богомерзкое служение”.

Католическая экспансия не имела, однако, успеха ни в городе, ни на периферии. Мещанство и крестьянство заняли враждебную позицию по отношению к католичеству. В городах торговцы и ремесленники, исповедовавшие Православие, были отстранены от участия в магистрате и цехах, подвергались всякого рода ограничениям, стеснявшим их деятельность. Польская шляхта повела активную прокатолическую пропаганду, но встретила упорное сопротивление крестьян. Для них католицизм был еще одним проявлением панского гнета.

 

Уния и Православие

Необходимость отражения агрессии Тевтонского ордена, угрожавшего обеим странам, привела к сближению Польши и Литвы. В августе 1385 г. в замке Крево (ныне Белоруссия) была подписана уния между Польшей и Великим княжеством Литовским, в состав которого входили тогда белорусские, украинские и западнорусские земли. Таким образом было положено начало объединению Польского королевства и Литовского княжества в единое государство. Особой поддержкой уния пользовалась в кругах польских панов, рассчитывавших получить на литовских землях Руси богатые земельные уделы. Литовские князья и бояре видели в союзе двух государств шанс на изменение внутреннего устройства Великого княжества Литовского, расширение прав своей социальной группы и ослабление (по польскому образцу) ее зависимости от центральной власти.

Условием династического союза — брака литовского великого князя Ягайла с польской королевой Ядвигой — было обращение в католичество Ягайла и подчинение подданных Римскому папе. Ягайло торжественно отказался в Кракове от веры Восточной Церкви, а через год после брака (1387) объявил в Литве римско-католическую веру господствующей. Вместо закрытой православной Галицкой епископии была учреждена католическая Львовская архиепископия. Католическому архиепископу была предоставлена абсолютная власть над православными и переданы угодья бывшей Галицкой кафедры. “Так как, — говорилось в грамоте Ягайла, данной Львовскому архиепископу, — в подвластных нам землях Руси, где живут схизматики, последователи греческого обряда, совершается многое, увы, противное Римской Церкви, то для того, чтобы римско-католическая вера не потерпела ущерба, мы дали Иоанну, Архиепископу Львовскому, и его преемникам и ныне даем и предоставляем совершенную и полную власть наказания всяких еретиков и преступающих против христианской религии, какого бы сословия и пола они ни были, если за таковых признает их помянутый архиепископ”. Многолетняя и упорная борьба православных за восстановление своей епископии в Галиции увенчалась победой лишь в 1539 г., когда для Галиции был поставлен православный епископ Макарий.

Крещение Литвы, бывшей до этого, в отличие от входивших в ее состав славянских земель, языческой, стало успехом Польской и всей Римо-Католической церкви. Польский клир проявлял большой интерес к христианизации Литвы: перед ним открывалось широкое поле миссионерской деятельности, сулившее к тому же щедрые пожалования со стороны новообращенного литовского князя.

Ягайло, ставший польским королем Владиславом II Ягелло, обещал включить Литву в состав Польши. Однако вскоре выяснилось, что включение государства, столь отличного от Польши, в состав Короны Польского королевства практически неосуществимо. К тому же часть литовской и русской знати во главе с двоюродным братом Владислава Ягелло Витовтом восстала против унии. Витовта удалось привлечь на польскую сторону соглашением, заключенным в 1392 г. в Острове, по которому он получил от Ягайла власть над Литвой. Витовт искусно укреплял свои позиции, сплачивал государство, ликвидируя самостоятельность вассальных княжеств. Однако поражение в битве с татарами на Ворскле (1399) разрушило планы Витовта и заставило его вернуться к унии с Польшей. Тем более, что главным своим противником он считал Московское княжество, стремившееся к объединению православных земель Руси. Витовт в 1404 г. захватил Смоленск, вмешивался в дела Новгорода и Пскова, трижды вторгался в пределы Московского княжества. Ему удалось отнять у татар Подолию и закрепить за Литвой выход к Черному морю. 15 июля 1410 г произошла знаменитая Грюнвальдская битва, которая имела очень большое значение. Военное могущество Тевтонского ордена было подорвано. Главная заслуга принадлежала королю Владиславу Ягелло, который искусно руководил ходом сражения.

Уния стала поворотным пунктом в истории Литвы. Союз Польши и Литвы закрепил Городельский сейм 1413 г. Наряду с чисто политическими решениями, он определил и положение православного населения страны. На съезде присутствовали только католики, и их постановления имели характер средневекового католического прозелитизма. Православие было поставлено в юридическом отношении ниже католицизма, исповедовавшим его лицам преграждался доступ к высшим должностям, таким как воевода и каштелян. “В эти сановники, — говорилось в решениях сейма, — не будут выбираемы те, которые не исповедуют католической веры и не подчиняются святой Римской Церкви; не допускаются они ни к каким постоянным земским должностям”. Православные люди вообще лишались многих прав и привилегий, которыми пользовались католики.

Осуществить полностью на практике городельские решения католики не смогли. Значительная часть населения, исповедовавшая православную веру, набеги татар, войны с молдавским господарем, с прусским герцогом, продолжительные и разорительные войны с Москвой в первые десятилетия XVI в. и особенно успехи войск Ивана Грозного в начавшейся в 1561 г. Ливонской войне — всe это не позволяло католическим правителям провести в жизнь ограничения традиционных для православных людей правил и свобод. В 1563 г. на Виленском сейме обидные для православных пункты постановлений Городельского сейма (по крайней мере на бумаге) были отменены.

В 1569 г. была заключена Люблинская уния, завершившая объединение Польши и Литвы. В акте унии говорится: “Польское королевство и Великое княжество Литовское есть один единый и неделимый организм, а также не разная, но единая общая Речь Посполитая”. Общими стали: совместные выборы монарха, один сейм, защита границ, внешняя политика, единые денежная и таможенная системы. Одновременно сохранялись независимые административные учреждения, отдельные армии, казна и правовая система. Изменились границы: Украина и южная Белоруссия оказались в составе Польши и их православное население начало испытывать систематический гнет католицизма.

Особенно тяжелым периодом для Православной Церкви было правление польского короля Сигизмунда III Вазы (1587–1632). Притеснения и преследования заставляли православных переходить в унию или прямо в католичество. Изменившие Православию получали различные льготы, допускались к государственным должностям. Перед православной шляхтой стоял выбор: либо хранить верность Православию и отказаться от всех сословных преимуществ, либо принять католичество и удержать за собой эти преимущества. В итоге к концу XVII в. православная шляхта почти вся олатинилась.

Не на высоте оказалась и православная иерархия. Большая часть еe во главе с митрополитом Киевским Михаилом (Рогозой) приняла провозглашенную на Брестском соборе (1596) унию и признала над собой власть Римского папы. Лишь простой православный люд мужественно встал на защиту отеческой веры и борьбу с Брестской унией. Эта борьба охватила в последующие годы все православное население Украины и Белоруссии.

Владимир Моисеенко, историк

Продолжение следует

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu