Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на Соломенке)

Деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»…

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в областной больнице)

Первая Литургия совершена в июне 1999 г. Храм размещается в…

Свято-Троицкий храм на Жилянской

Изначально Свято-Троицкий приходской храм находился на месте скверика…
Публикации

Самая легкая заповедь

Жалуются люди, что труден путь ко спасению, что не по силам для них заповеди…

Чудеса Православної Церкви

Доказом того, що наша Церква є істинною, святою і православною, є те, що в…

Святитель Андрей, архиепископ Критский

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в Дамаске в семье благочестивых…

Подвиг, достигший небес.

ep_ValerianК 70-й годовщине со дня расстрела первого викарного епископа Проскуровского и Летичевского Валериана (Рудича) — новомученика Подолья

Каждый народ гордится своей историей, с любовью сберегая архитектурные, литературные и другие памятники, передавая из уст в уста древние сказания, вспоминая ушедшие в прошлое человеческие судьбы.

Сегодня наш рассказ о викарном епископе Проскуровском и Летичевском Валериане (Рудиче), пострадавшем за Христа и Его Церковь 70 лет назад, 27 февраля 1938 г.

Епископ Валериан (в миру Василий Несторович Рудич) родился 12 апреля 1889 г. по старому стилю в с. Мизяковские хутора Стрижевской волости Винницкого уезда Подольской губернии. Василий рано потерял отца. Его мать Надежда Антоновна воспитала трех сыновей и одну дочь. С раннего детства дети воспитывались в духе христианских добродетелей и любви к Православной Церкви. Старший брат Василия — Каллиник (1872 г.) был священником в городе Брацлаве Винницкого уезда Подольской губернии.

Василий очень любил старшего брата, и с детства помогал ему в храме. Это сызмальства воспитало в нем любовь к уставному православному богослужению и неутомимое стремление к богопознанию и науке. Будучи простым сельским мальчиком, он с отличием окончил духовное училище в Тыврове, после чего поступил в Каменец-Подольскую духовную семинарию, которую также окончил с отличием в 1910 г. В том же году он стал студентом Московской духовной академии. В 1915 г. принял монашество с именем Валериан и был рукоположен в сан иеродиакона, а через год — во иеромонаха. Будучи молодым иеромонахом, Валериан принимал деятельное участие в служении раненым воинам русской армии в годы Первой мировой войны. За самоотверженное служение был представлен преподобномученицей великой княгиней Елисаветой (†1918) к награждению золотым крестом. Оканчивая Академию, в 1916 г. о. Валериан защитил кандидатскую диссертацию по Библейской истории в ее связи с историей древнего мира на тему: “Пророк Иона и его пророческая деятельность”. Вскоре он стал профессорским стипендиатом и готовился защитить докторскую диссертацию. Отец Валериан был человеком очень одаренным и образованным: кроме древних языков, он свободно владел французским, немецким, хуже — английским. В неспокойном 1917 г. молодой ученый-монах совершал священнослужение при МДА, был секретарем съезда ученого монашества, проходившего накануне открытия Поместного Собора 1917–1918 гг., а с 15 августа того же года служил в городах Подольской епархии: Рашкове, в Каменец-Подольском Свято-Троицком монастыре. Вскоре решением Поместного Собора от 13 декабря 1917 г. назначен викарным епископом уездного г. Проскурова (Хмельницкого) с титулом Проскуровского и Летичевского.

Это было начало очень трудных времен, когда города и села неоднократно переходили из рук в руки то красных, то петлюровцев или белых. Об опасности того времени свидетельствует тот факт, что в течение 1922–1924 гг. владыку Валериана арестовывали

6 раз: сначала, еще в Каменке, петлюровцы, а потом и советская власть

(ОГПУ). Поэтому, без сомнения, именно в период архипастырства владыки Валериана на Проскуровско-Летичевской кафедре начался его исповеднический путь. Владыка Валериан вошел в историю г. Проскурова как его первый святитель. Пребывая на этой кафедре, он выступил ярым защитником Православной веры от “обновленцев-живоцерковников” и “самосвятов”. Когда епархиальным храмам угрожали захватами революционно настроенные группировки раскольников, он вместе с клиром выезжал на места, его пламенная архипастырская проповедь была такой убедительной, что многим открывала глаза. Благодаря этому целые села вставали на защиту своих приходов, устанавливался мир и церковный порядок. Так, в селе Гаврилковцы, по свидетельству самих воинствующих безбожников — директора местной школы “со товарищи” — этот архиерей сделал столько своей проповедью за один свой приезд, что разрушил всю их атеистическую работу, проводимую в течение четырех лет. Кроме своих приходов, владыка Валериан регулярно посещал Головчинецкий Свято-Преображенский женский монастырь, совершая постриг сестер, поддерживая их в подвиге собственным примером несения монашеского креста в те неспокойные годы.

В городе Хмельницком (Проскурове) я еще застал в живых старожилов, помнивших владыку Валериана и один из эпизодов его ареста: дочь Николая Галушко, бывшего старосты Свято-Рождества-Богородичного кафедрального собора, Елену Галушко, дочерей погибшего в 1919 г. от рук петлюровцев протодиакона этого же собора Климента Кучаровского Софию и Татьяну, Евгению Клиновскую и др.

Вполне понятно, что служение Проскуровского архипастыря, печальника и молитвенника подольской земли было неугодным для государства безбожников. Именно поэтому его многократно арестовывали и наконец в 1924 г. выслали за пределы Украины.

После высылки епископ Валериан был назначен на Ржевскую, а затем на Смоленскую кафедры, но не долго служил как действующий архиерей, потому что уже в июне 1925 г. был сослан на три года в Казахстан (Каракалпакскую область), где тяжело переболел сыпным тифом. По возвращении владыка был назначен на Свердловскую (1928 г.), потом снова на Ржевскую (1930 г.) кафедры, в том же году переведен на Бакинскую и снова — на Свердловскую кафедру (1931 г.).

16 сентября 1931 г. владыку Валериана назначили на Кириллово-Череповецкую кафедру. Это была огромная епархия с 17 районами (сейчас территория нескольких областей РФ). Епископ Валериан был ее последним епископом, а в его жизни это была последняя епархия, которой он управлял. 1 января 1934 г. его арестовали в

г. Тихвин, где он тогда проживал, по делу профессора СПбДА И. И. Иванова. Епископа Валериана, в частности, обвинили в том, что он является главой “контрреволюционной монархической организации церковников”. К этому “делу” были привлечены 175 человек, в том числе младший брат владыки Виктор Рудич и сестры Евгения Шатковская и Елена Червенчук (их судьбы до сих пор неизвестны). Из показаний владыки Валериана следует, что в своем кафедральном городе владыка не бывал, в Тихвин прибыл из Ленинграда в октябре 1933 г. Потому ни один из 17 районов своей епархии он не посещал, да и не мог бы их посетить по причине своего ареста уже через два месяца. За это время он дважды ездил в Ленинград за личными вещами, а

6 декабря служил в Александро-Невской Лавре. Материалы ОГПУ свидетельствуют также об истинно монашеской, подвижнической жизни епископа Валериана, поскольку во время арестов, как предыдущих, так и последнего, у него были изъяты те же вещи: “иконка с цепочкой” (панагия), “крест с цепочкой и иконкой”, четки, веревчатый пояс, деревянный крест и молитвослов — и больше ничего, другого имущества у владыки не было.

Первый допрос состоялся в Тихвинском районном отделе ОГПУ. Согласно записи следователя, владыка сообщил, что в Тихвине он служил ежедневно. Здесь уместно заметить, что по словам дочери Александра Карловича Клиновского, бывшего членом церковной пятидесятки Рождество-Богородичного кафедрального собора в Проскурове Евгении Александровны Клиновской, владыка Валериан бывал не только в домах священников, но посещал и простых клириков, часто разделяя с ними и радостные события, и печальные. То, что этот архипастырь всегда был рядом со своим клиром, мы видим также из отрывка его показаний по последнему его делу: “В семейном кругу за чаепитием у тихвинских священников бывал у всех. Собиралось 2–3 человека. Разговоры на политическую тему не велись... Кроме городских тихвинских священников никого не знаю... С заграницей связей никогда не имел и не имею...”

Спустя несколько дней владыка Валериан был переведен из Тихвинского ОГПУ в Дом предварительного заключения с закреплением за третьим отделением Секретно-политического отдела Уполномоченого представительства ОГПУ (СПО УП ОГПУ), которое возглавлял следователь Садовский, и последующие допросы вел именно он. Нет сомнений в том, как добывались показания в этом отделении. Следующий допрос отмечен 13 января. Он проводился уже более жестко, с определенной целью — “выбить” показания о “контрреволюционных связях”, организации “ячеек”, “восстанческом движении”, подготовке иностранной интервенции, диверсионных актах и т. п. Трудно сказать, что говорил владыка Валериан на самом деле, но виновным себя он признал и протоколы подписал.

Решением тройки УП ОГПУ ЛВО от 3 марта 1934 г. епископ Валериан был приговорен к 8 годам исправительных лагерей, откуда он уже не вернулся.

Находясь в лагере, он вновь был арестован 27 декабря 1937 г. в Архангельской тюрьме и решением тройки НКВД присужден к расстрелу (согласно запросу областного управления СБУ Украины в Хмельницкой области в главном управлении ФСБ РФ 1999 г.). Приговор был приведен в исполнение 27 февраля 1938 г. Так, первый епископ Проскуровский Валериан до дна испил горькую чашу общенародных страданий и мученичества за православную веру, которые претерпела наша Церковь в новое время.

Протоиерей Сергий Причишин

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu