Православные храмы

Храм Всех Святых, Феофания

Храм Всех Святых построен в 1867 г. и является первой каменной…

Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Беличах

Деревянная церковь Зачатия Иоана Предтечи была построена в 1797 г. на…

Богоявленский храм и храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (Корчеватое)

6 ноября 2011 года столичный приход в честь иконы Божьей Матери "Всех…
Публикации

Возвращение к вере отцов

Исполняется 60 лет со дня воссоединения греко-католиков с Православной…

“Пока мы будем стараться делать добро, мир будет стоять”

В рамках международного фестиваля православного кино “Покров”, который проходил…

Древняя эллада встречала наших детей

Наши предки недаром называли княгиню Ольгу премудрой, ведь столько веков канули…

Святая Евхаристия. О Таинстве Причащения

EvharistiaСвятая Евхаристия в Православном Предании называется “Таинством Таинств”, или “Таинством Царства”. Она — сердце церковной жизни, источник и цель всех церковных учений и учреждений.


Подлинное присутствие Христово

Слово “евхаристия” означает “благодарение”. Так называется не только Cвященная Tрапеза — хлеб и вино, но и все действие церковного собрания: молитвы, чтения Писания и провозглашения Слова Божия, воспоминание Христа и приобщение Его Тела и Крови, ибо общее значение Господня пира есть благодарение Богу во Христе и Святом Духе — за все, что Он сделал в творении, спасении и прославлении мира.

Таинство Евхаристии также называется Святым Причастием, потому что оно является мистическим при-общением, при-частием людей Богу, друг другу, всему человечеству и всему, что только существует через Христа в Святом Духе. Причастие дается всем членам Церкви (включая крещеных и миропомазанных младенцев) всегда в двух видах: в хлебе и в вине, и понимается как подлинное присутствие Христово, как Его истинные Тело и Кровь.

Православная Церковь отвергает учение о том, что евхаристические Святые Дары — лишь интеллектуальные и психологические символы, иначе во время совершения Литургии и Причащения люди призывались бы просто думать об Иисусе Христе и приобщаться Ему “в своих сердцах”, и тогда Евхаристия была бы сведена к обычной трапезе, где единение с Богом осуществляется только на мысленном уровне. Но, однако, говоря об евхаристических Дарах, православное предание все же часто употребляет термин “символы”, а литургическую Жертву называет “духовной и бескровной”. Церковь пользуется этими словами потому, что в Православии реальное, подлинное, действительное не противопоставляется символическому, духовному или мистическому. Напротив, вся действительность — мир и сам человек — реальна лишь постольку, поскольку она символична и мистична, поскольку она сама может являть и открывать нам Бога.

Через принятие хлеба и вина, мистически освященных Святым Духом; через Христа, Который Сам есть “хлеб жизни” (Ин. 6: 35), — мы достигаем подлинного причастия Богу: “Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира” (Ин. 6: 51).

“Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” (Ин. 6: 53); “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” (Ин. 6: 56) — этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Евхаристии.

Само Таинство было установлено Господом на Тайной вечери: “Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26: 26–28).

Как учит Святая Церковь, христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится весь Христос.

Неизмеримо значение Таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум. Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, взращивает добродетели — восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.

 

Возрождение души в двух Таинствах Церкви

По обычаю Церкви, Таинства Покаяния (исповедь) и Причащения следуют непосредственно одно за другим. По словам преподобного Серафима Саровского, возрождение души совершается “через покаяние и совершенное очищение от всякой скверны греховной Пречистыми и Животворящими Тайнами Тела и Крови Христовых”. Недостаточно одного покаяния для сохранения чистоты нашего сердца и укрепления нашего духа в благочестии и добродетелях. Господь сказал: “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого” (Лк. 11: 24–26).

Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то Причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием. Вместе с тем, как бы ни было для нас необходимо Причастие Тела и Крови Христовых, оно не может иметь места, если не предшествует ему покаяние. Апостол Павел пишет: “Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает”

(1 Кор. 11: 27–30). Как видим, Таинство Причащения будет действенно лишь при надлежащем приготовлении к нему, при предшествующей самопроверке и покаянии в грехах. И если последнего не было, то человек обрекается на немощь, болезни и даже смерть.

 

Как часто нужно Причащаться?

В четвертом прошении молитвы Господней “Отче наш” мы просим о ежедневном даровании нам “хлеба насущного”. По толкованию многих отцов Церкви, под этими словами не следует, скорее всего, разуметь обычные хлеб и пищу, которые подает нам Бог в изобилии без нашего прошения (см.: Мф. 6: 31–32). Так, святой Киприан пишет: “Хлебом нашим мы называем Христа, потому что Он есть Хлеб тех, которые вкушают Тело Его... Хлеб же сей давать нам каждодневно просим мы, во храме пребывающие и Евхаристию каждодневно в снедь спасения приемлющие, в том смысле, чтобы не произошло какое тяжкое прегрешение и нам не было воспрещено приобщаться сего Хлеба Небесного... Поэтому-то мы и просим каждодневно давать нам Хлеб наш, т. е. Христа, чтобы нам, пребывающим во Христе, не отступать никогда от освящения Телом Его”.

Праведный Иоанн Кронштадтский указывал на забытое апостольское правило отлучать от Церкви тех, кто три недели не был у Святого Причастия. Преподобный Серафим Саровский заповедовал дивеевским сестрам “неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше, не мучая себя мыслию, что недостойна; и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин. Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном только сознании великой греховности своей приступил к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет — и спасется”.

Разумеется, очень хорошо причащаться и в дни своих именин и рождения, а супругам — в день их бракосочетания. Преподобный Алексий Зосимовский рекомендовал своим духовным детям принимать Причастие также и в памятные дни их усопших близких — в дни их кончины и именин. Это способствует единению во Христе живых и отшедших в иной мир.

Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской), “постоянное Причащение должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода человеческого сразу понял, какую силу даровал нам Господь в Святых Тайнах. И он начал дело отклонения христиан от Святого Причащения. Из истории христианства мы знаем, что сначала христиане причащались ежедневно, затем четыре раза в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там — во все посты, т. е. четыре раза в год, наконец едва-едва раз в год, а иные и того реже”. “Христианин всегда должен быть готов и к смерти, и к Причащению”, — говорил один из духовных отцов.

“Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны, — призывает праведный Алексий Мечев. — Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный Причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для Причастия, а Причастие для нас. Именно мы — грешные, недостойные, слабые — более, чем кто-либо, нуждаемся в этом спасительном источнике”.

Почему же мы, как правило, все же не получаем благословения наших духовных отцов на более частое Причащение? Только по жестокосердию и нерадению нашему, потому что при нашей греховной жизни и отсутствии постоянного покаяния и трезвения мы стали бы принимать Тело и Кровь Господни недостойно. Если христиане первых веков старались приступать ко Святой Чаше ежедневно, то в XIX веке многие христиане в России считали Причастие предсмертным напутствием. В наше время вновь возродилось стремление причащаться часто. Однако, зная, что к Чаше надо приступать после тщательной подготовки — говения, многие не могут найти сил и времени для говения (которое тем самым превращается в самоцель).

В основе решения вопроса о том, как часто нам надобно причащаться, лежит степень подготовленности души, ее ревность, ее любовь ко Господу, сила ее покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам. Конечно, причащаться нельзя “для галочки”, ради исполнения определенных количественных норм. Таинство Евхаристии должно стать для православного христианина потребностью души, без осуществления которой нельзя прожить.

 

О подготовке к принятию Святых Христовых Таин

Желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: усерднее молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем Причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется правило ко Святому Причащению, размер которого определяется духовным отцом. Обычно оно включает в себя каноны: покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи — мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте — и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность. Для семейных пар необходимо воздерживаться от супружеской близости.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен ко Святому Причащению.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенное правило подготовки ко Причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к Причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к Причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причащения поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы, насколько возможно, достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие — не курят). Исключение относительно еды делается для младенцев (детей до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5–6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к воздержанию.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы.

Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедавшийся приходит к началу службы и молится со всеми.

 

Как подходить к Святой Чаше

Перед Чашей нужно сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее.

Когда отверзаются Царские врата, следует перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук.

Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить их, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово.

Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. У Чаши креститься нельзя — поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть руку священника с Чашей и разлить Святые Дары.

Отойдя к столику с запивкой, нужно съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать.

Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день.

В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.

Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После Причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, следует читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Подготовила Елена Головина

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu