Православные храмы

Храм святых Царственных страстотерпцев (в 1‑й детской больнице)

Первый Молебен (освящение куличей) служили на Пасху, 10 / 23 апреля…

Свято-Троицкий храм на Жилянской

Изначально Свято-Троицкий приходской храм находился на месте скверика…
Публикации

Преподобный Герман Аляскинcкий

Монах Герман был одним из Валаамской братии, избранной для просвещения светом…

“Послужить вере православной...” 130 лет со дня рождения Александра Кошица

В честь 130-летия со дня рождения выдающегося украинского дирижера, композитора…

Сектантство: грех против любви

“Мой сын попал в секту”, “секта отняла у меня отца”, “как спасти близкого…

Православные миссии в Африке. От древности до современности

svv_Aleksandrijskoj_tserkviМиссии в Африке известны уже на заре христианства: в Священном Писании повествуется о том, как апостол Филипп по велению Ангела крестил знатного эфиоплянина (см.: Деян. 8: 26–40). Надо полагать, что это был первый случай обращения коренного африканца в христианство. Следующее упоминание о миссионерской деятельности восходит лишь к IV в., и это вполне объяснимо, так как христианство притеснялось со стороны римского государства и подвергалось частым гонениям. Лишь при святом равноапостольном императоре Константине, провозгласившем христианство официальной религией, Александрийская Церковь смогла открыто вести свою проповедь. Однако в этот период она была вынуждена сосредоточить свои силы для борьбы с внутренними врагами — ересями. Одна за другой они возникали на Православном Востоке, и лучшие представители Александрийской богословской школы вели нелегкую борьбу за чистоту Православия. Поэтому совсем не удивительно, что в то время чуть ли не единственным миссионером среди коренного населения явился пленный римский юноша Фрументий, который, оказавшись при дворе аксумского царя Элла-Амиды, проповедовал Евангелие в Эфиопии. Его проповедь, соединенная с личным благочестием и талантом государственного мужа, возымела успех, и при следующем царе Эзане христианство стало государственной религией Эфиопии. В 343 г. святитель Афанасий Александрийский рукоположил Фрументия в сан архиепископа Эфиопского, и с этого времени ведет свою историю одна из древнейших христианских Церквей. К сожалению, уже через сто лет Эфиопская Церковь отпала от Вселенского Православия, приняв распространившуюся в Египте монофизитскую ересь. Стоит сказать, что монофизитство и монофелитство надломили Александрийский Патриархат и привели к тому, что часть его была просто потеряна. К внутренним бедам добавились и внешние: в середине VII в. отдаленные провинции Византии подверглись нашествию арабов. В сентябре 642 г. под их натиском пала Александрия, и началась эпоха арабского владычества. Положение христиан в этот период было различным, в зависимости от расположения того или иного халифа. Александрийская Церковь долгие столетия оставалась в столь стесненном положении, что о развитии какого-либо миссионерства не могло быть и речи.

 

Возникновение Православия в Уганде

Православие в Африке (за исключением Северной) появилось в XX в., после или в период получения независимости африканскими колониями, причем пришло оно сюда различными путями. Один из них — греческая экономическая эмиграция, греческие диаспоры возникали на протяжении XX в. по всему континенту. Понятно, что там, где появлялись греки, они обязательно строили православный храм — как неотъемлемую часть своей религии и культуры. Как правило, они не занимались миссией, но и не могли не привлекать интереса африканцев к Православию.

Другой путь — активная миссионерская деятельность, которую до сего дня проводят Александрийские патриархи, начиная с Мелетия II (1926–1935). Немалую роль играет братская помощь Элладской, Кипрской и Финской Церквей, а также Греческой Православной Архиепископии в Америке.

И третий путь, который стал совершенно новым и абсолютно уникальным, — обращение протестантских и католических проповедников из коренного населения в Православие. И первым несевероафриканским государством, пришедшим подобным путем к Православию, стала Уганда.

Для местного населения Уганды было очень удивительным и непонятным, почему католики и протестанты открыто враждуют и часто поступают не по-христиански, поэтому некоторые из угандийцев стали интересоваться историей христианства, чтобы понять сложившиеся противоречия.

Однажды в далеком 1919 г. один из них, угандиец-англиканин по имени Ребейн Мукаса, наткнулся в словаре на слово “Orthodoxy” и заинтересовался его значением: “истинная Церковь”, “Мать-Церковь”. Он стал искать более подробную информацию о Православии, рассылать письма по всему миру с вопросами о православной вере. Одно из писем дошло до американца африканского происхождения по имени Александр Макгвайр, который прислал ему литературу о Православии. Тогда Ребейн Мукаса и его друзья окончательно укрепились в своем желании, чтобы в Африке появилась эта вера. Макгвайр направил их к чернокожему епископу по имени Джордж Уильям Александр, жившему в Южной Африке. Тот приехал в Уганду и рукоположил их. Ребейн Мукаса стал отцом Спартасом.

Но друзья не остановились на этом: они нашли священника из Вселенского Патриархата, который ездил по Африке и крестил греческих младенцев. Приехав в Уганду и пробыв здесь примерно полгода, наставляя отца Спартаса и группу его единомышленников в православной вере, священник посоветовал им обратиться в Александрийский Патриархат, чтобы таким образом обрести материнскую Церковь. Это было в начале 1930-х годов. Но на многочисленные письма, посланные в Александрию, ответа не было. Тем временем они крестили людей и открывали множество приходов, передвигаясь в основном пешком и на велосипедах. У отца Спартаса и его друзей появилось много последователей, но они не могли продержаться долго без помощи и архипастырского окормления: часть священников умерла, и основанные ими приходы начали приходить в запустение.

 

Становление новообразованной миссии

Лишь в 1946 г. православные сообщества Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Патриаршим престолом. В 1959 г. в Уганду был направлен епископ Николай, митрополит Кампальский и всей Восточной Африки, а с 1959 г. Патриарх Александрийский взял на себя прямое руководство Православной Церковью Африки.

Еще в 1958 г. для лучшего руководства православными общинами в Восточной Африке была учреждена Иринопольская митрополия с центром в столице Танзании Дар-эс-Саламе, что значит “Город Мира”, или, по-гречески, Иринополис. Епископ вновь рукоположил отца Спартаса и его друзей в соответствии с канонами Матери-Церкви.

Отец Спартас и его друзья начали активную деятельность по созданию Церкви. Сначала они обратили в Православие своих родственников, и от них новая вера стала распространяться дальше. Отец Спартас понимал, что для Церкви необходимы образованные люди. Он ввел преподавание английского языка в основанной им школе, которая официально была частной и принадлежала Церкви. Колониальные власти Великобритании (Уганда обрела независимость только в 1969 г.), пытаясь закрепить за собой монополию на образование, издали закон, по которому английский язык можно было преподавать только в государственных школах. Это не остановило отца Спартаса, и за нарушение законодательства ему пришлось провести пять лет в тюрьме.

В 1959 г. отец Спартас посетил Грецию. Он выступал среди христиан и призывал в Африку греков для катихизации и учреждения миссии. Результатом стало образование нескольких, преимущественно молодежных, групп молитвенной и материальной поддержки…

В 1965 г. один из священников, находясь в США, обратился к семидесяти пяти греческим приходам с просьбой оказать помощь. Миссионеры из Греции и Соединенных Штатов отправились на помощь африканским православным и помогают им до сих пор.

Первым миссионером был Хризостом Папасарантопулос, священник, принявший целибат, а позже монах, который приехал в Уганду в 1960 г. Он служил в Африке до самой смерти в декабре 1972 г. Одним из самых видных миссионеров была Ставрица Вахариу, американка греческого происхождения, приехавшая в Восточную Африку в 1971 г. Она писала иконы и обучала африканцев основам домоводства.

Но как бы ни старались греческие миссионеры, основной груз апостольской проповеди все-таки лежит на коренных африканцах.

В 1972 г. в Александрии состоялась архиерейская хиротония трех коренных жителей континента. Среди них был просветитель Уганды Спартас Ребейн Мукаса, нареченный епископом Христофором Нилополийским († 1982 г.).

 

Современное положение Православной Церкви в Уганде

На сегодняшний день православных в Уганде около 1,5 млн человек, действуют четыре епархии, объединенные в митрополию во главе с митрополитом Ионой (Луангой). Митрополия находится в пригороде столицы Кампалы Намунгоне, насчитывает 80 приходов, хотя многие из них не имеют священников и управляются катихизаторами. В некоторых приходах нет храмов. Клир насчитывает 37 священников и 8 диаконов. При многих храмах имеются приходские школы-интернаты, где дети-сироты не только учатся, но живут и питаются за счет прихода. Здесь же они обучаются будущей профессии. Поскольку учителей не хватает, приходится приглашать специалистов, принадлежащих к другим конфессиям, — это тоже проповедь, так как многие из них переходят в Православие. Недалеко от деревни Дегея строится первый в Уганде женский монастырь, в котором 4 монахини и 7 послушниц. Старшая из сестер, Анастасия, — первая православная монахиня в истории Уганды, ей всего 23 года. В 1995 г. открылась семинария при митрополии, в которой сейчас учатся 15 человек.

Подготовил Максим Мудрак

Продолжение следует

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu