Православные храмы

Свято-Воскресенский храм Флоровского монастыря

В комплексе сооружений Флоровского монастыря этот храм считался…

Храм блаженной Ксении Петербургской (в Дарницком районе)

19 февраля 2011 года по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…
Публикации

Наркомания – тяжелая душевная болезнь

То, что наркомания – тяжелая душевная болезнь, проявляющаяся жесткой…

За строками официальных сообщений…

Листая очередной выпуск “Церковной православной газеты”, обычно бегло…

Чи став Успенський собор символом єдності?

Завершення будівництва Свято-Успенського собору Києво-Печерської Лаври, на…

Отец. Памяти протоиерея Николая Запорожца (11.03.1944 — 28.09.2006)

o_Nikolay_ZaporogetsНиколай Степанович Запорожец родился в с. Белозерье Черкасской области в крестьянской семье. По окончании сельской школы был призван в армию. Через год после демобилизации поступил сразу во 2-й класс Московской духовной семинарии. В 1970 г. рукоположен во священника. С 1976 по 2006 год служил в Киевском Флоровском монастыре. Был удостоен всех священнических наград соответственно сану и права служения Божественной литургии с отверстием Царских врат до “Отче наш”. Награжден орденами: “Преподобного Нестора Летописца” II степени, “2000 лет Рождества Христова” II степени, “Преподобного Агапита Печерского” II степени, а также “Почетной медалью” Украинской Православной Церкви.

Молитва Господня начинается со слова “Отец”. Христианство начинается с появления чувства сыновства, когда ты вдруг начинаешь понимать, что у тебя есть не только земной отец, но и Отец иной, Небесный. И неожиданно осознаешь, сердцем чувствуешь, что Его рука над тобой, что ты — в Его любящей руке, что все в твоей жизни не случайно и что главное — знать и каждую минуту помнить об этом. И тогда к тебе приходит понимание главной молитвы христиан — “Отче наш”.

А если, порой, ты забываешь об Отце — о Нем напомнит тебе Церковь. Напомнит через своих священников. Потому что священство — это прежде всего отцовство. Это способность передать через себя высшее, Небесное Отцовство, согреть Его любовью всех, кто встречается на твоем жизненном пути. Способность ежеминутно помнить и поминать тех, кто с тобой или уже ушел к Отцу.

Прошел уже год, как нет с нами удивительного священника и прекрасного человека — отца Николая Запорожца. Незадолго до своей кончины он отметил тридцатипятилетие священства — тридцать пять лет пастырского подвига, из которых почти тридцать он практически ежедневно служил в Киевском Флоровском монастыре. Тридцать пять лет не лучших времен — притеснений Церкви со стороны властей, раскола в украинском Православии, нестроений и соблазнов. Отец Николай никогда не изменял вере отцов, он хранил ее и в советской школе, и в советской армии, терпел насмешки и несправедливости, когда был школьником, поступал в семинарию, стал священником. И никаких обид, жалоб или уныния. Казалось, все получалось у него легко, естественно, без надрыва. А когда пришла филаретовская смута, отец Николай так же просто и естественно, без колебаний остался в Православии. Будто и не было никакой проблемы.

Впервые отца Николая я увидел еще школьником, в конце 80-х годов, во Флоровском монастыре. Меня тогда поразила доброта, которую он излучал. Не елейно-наигранная, а глубинная, простая, прикрытая обыкновенностью, что ли. Позже, став взрослым человеком, уже будучи прихожанином Флоровского монастыря, я всегда удивлялся тому теплу, которое отец Николай распространял вокруг себя. Под удивительной простотой, шутками, иногда суровостью, особенно к некоторым проявлениям эксцентричных прихожанок, скрывалось великое чувство отцовства, любви, ответственности за всех, кто оказывался рядом с ним. И великая ответственность перед Богом.

Последние годы жизни отца Николая были годами подвига. Диабет, потом инсульт, почти полная слепота. Думали, что он уже не поправится. Но батюшка встал и продолжал служить в храме. Ему уже было трудно ходить, было видно, как мучительна для него, привыкшего быть сильным, эта болезнь. Но он оставался прежним: простым, цельным, светящимся добротой священником. Последние годы отец Николай служил вместе со своим сыном — отцом Евгением. Бог даровал ему большую семью, замечательную матушку Таисию, сына-священника, двух дочерей, двух зятьев-священников, внуков и внучку. Вот что рассказывал о них батюшка в 2004 году, в своем последнем и, вероятно, единственном интервью: “Однажды я опоздал на свой поезд в Черкассах, чтобы ехать в Москву, и решил поехать через Киев. Там зашел к знакомому священнику и познакомился со своей будущей супругой, Таисией. Слава Богу, с тех пор мы с ней всю жизнь вместе, она родила мне троих детей. Сын мой тоже священник, отец Евгений, дочка у него родилась. Дочь Ольга замужем за отцом Василием, который построил красивый храм в Вишневом. А младшая, Маричка, окончила медицинское училище. Ее супруг, отец Иоанн, служит в церкви, которая на вокзале. У них уже есть сынок. Есть внук Юрчик, восемь лет ему уже, слава Богу, в храме прислуживает. Первый приход дали мне в Чернобыле в 1970 году. Служил я там недолго. Ревность была у меня, наверное, не по разуму. Я настаивал, чтобы колокола звонили, а тогда это запрещали. Священника не пускали в окрестные села хоронить, я это все возродил. С тех пор стали и звонить, и по селам ездить. Потом меня перевели под Обухов, в село Григоровку, там все было в запустении, полгода я там был. Вначале в церковь ходило человек 20, а потом — 200. Далее перевели меня в Киев, во Владимирский собор, на освободившееся после заболевшего отца Андроника место. Забрал меня в собор владыка Варлаам, мой духовник. Там я служил 6 лет. Потом перевели во Флоровский монастырь, и уже 29 лет я здесь служу. Старался служить, как мог. Конечно, всего, что нужно сделать, не сделал, и поэтому хочется еще послужить. Более ревностно. Потому что все мы — прежде всего пример для своих детей. Сейчас зятья зовут меня к себе служить на приходы, там легче. Но мне уже неудобно уходить. Столько лет здесь отслужено. И отец моей матушки здесь служил, и сын здесь служит, и привык я к монастырю, и молиться мне здесь очень хорошо. Пока Господь дает силы, буду трудиться”.

Бог даровал ему очень большую семью. Когда отца Николая Запорожца отпевали, людей, причем самых разных возрастов и званий, было в храме, “как на Пасху”. Для всех этот человек был живым воплощением того отцовства, которого ищет, просит, взыскует душа каждого из нас. И не было скорби. Была печаль, но была и радость за человека, священника, достойно завершившего свой земной путь, отошедшего к Отцу и не оставляющего нас.

 Святослав Речинский

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu