Празднование Успения Божией Матери в Киево-Печерской Лавре
28 августа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Божественную литургию на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры. Архипастырю сослужили наместник монастыря архиепископ Вышгородский Павел, ректор Киевской духовной академии епископ Бориспольский Антоний, насельники обители и преподаватели духовных школ в священном сане.
Во время богослужения Блаженнейший Митрополит Владимир призвал верующих всегда молитвенно обращаться к Пресвятой Богородице. “Преклоняясь перед Ее святым гробом, будем молиться, чтобы Она не расставалась с нами, — сказал Архипастырь. — Она обещала апостолам, а через них и всем христианам, пребывать с нами до конца века. Верим и мы, что Она с нами, а через Нее с нами и Сын Ее — Господь наш Иисус Христос, Который внимает Ее молитвам и нашим просьбам, благословляет, наказывает, исцеляет и прощает”.
Предстоятель передал верующим поздравления от Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима Феофила III, с которым молился в ночь с 18 на 19 августа на Святой горе Фавор — месте Преображения Господа нашего Иисуса Христа.
Владыка также сообщил, что в октябре этого года ожидается визит в Киев Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II. После Божественной литургии состоялся крестный ход, который завершился на Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры праздничным молебном.
Слово “успение” происходит от глагола “спать” и указывает на состояние тела и души христианина после смерти: человек будто засыпает телом, душой же переселяется в духовный мир, для того чтобы со временем, когда будет на то Господня воля, опять проснуться, воскреснуть. По словам преподобного Серафима Саровского, “для православного христианина великая радость знать, что человек не умирает, а лишь засыпает — не смерть, а успение”.
Успение Пресвятой Богородицы — один из двенадцати главных праздников Православной Церкви, когда православные вспоминают, как Пресвятая Богородица завершила Свою земную жизнь и переселилась в обители Своего возлюбленного Сына — Господа нашего Иисуса Христа. Праздник Успения называют Малой Пасхой. В лице Пресвятой Богородицы была явлена всему миру возможность воскресения человека и его вознесения на Небо.
Рождение Пресвятой Богородицы произошло чудесным образом. Ее родители — праведные Иоаким и Анна — долгое время были бесплодными. Когда их души очистились в посте и молитвах, а сердце и ум исполнились веры и надежды, Господь благословил их рождением Дочери. С трех лет Мария воспитывалась при храме Соломона, а затем была обручена с праведным Иосифом, который охранял Ее девство и стал названным отцом Иисуса Христа.
Во время Крестных страданий Спаситель поручает Свою Пречистую Матерь любимому ученику — святому апостолу Иоанну Богослову, чтобы тот как сын заботился о Ней, и в лице Иоанна Богослова усыновляет Своей Матери все человечество.
После Воскресения Спасителя Пресвятая Богородица вместе со святыми апостолами благовествовала Евангелие. Священное Предание повествует, что около 43 года, во время гонений на христиан, начатых царем Иродом, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном переселилась в Эфес, а также побывала с проповедью на Кипре и на горе Афон, которую избрала местом Своего особого покровительства.
По словам святого Амвросия Медиоланского, Пресвятая Богородица была “смиренной сердцем, богомудрой в словах, произносимых без поспешности, неутомимой в чтении, доброй в трудах, целомудренной в беседах, никого не обидевшей, ни над кем не посмеявшейся… Она имела вид внутреннего и наружного совершенства…”
Пресвятая Дева завершила Свою земную жизнь в преклонных летах. О времени Успения известил Ее святой Архангел Гавриил. Силой Духа Святого собрались рассеянные по разным концам мира апостолы возле Пречистой Девы Марии в последний момент Ее земной жизни. В день Успения в ангельской славе явился Сам Господь Иисус Христос, чтобы встретить пречистую душу Своей Матери и охранять Ее пречистое тело.
Пресвятая Богородица была похоронена в Гефсиманском селении неподалеку от Иерусалима, именно там, где покоились ее родители и Иосиф Обручник. На третий день после погребения Девы Марии к Ее гробу прибыл апостол Фома, который не присутствовал на погребении и не нашел Ее тела там: Пречистая Дева воскресла и телом вознеслась в Царство Божие. Так сбылось пророчество царя Давида: “Стань, Господи, на место покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего” (Пс. 131: 8). В этих словах пророка Давида Богородица прикровенно именуется Ковчегом Господнего могущества, ибо Она сподобилась носить в Себе Господа и Бога нашего Иисуса Христа.
После Успения Богоматери, когда апостолы по обыкновению находились вместе за трапезой, они увидели вверху, в ангельской славе, Божию Матерь, Которая обратилась к ним со словами: “Радуйтесь! Я вместе с вами — во все дни”.
И после своего вознесения на Небо Пречистая не оставила апостолов и всех, кто стал последователем Ее Божественного Сына. “В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша” — поется в тропаре праздника.
В нашем народе особо почиталась память этого события. Множество храмов Святой Руси были посвящены именно Успению Богородицы, в Украине этим именем названы три наибольшие обители: Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская Лавры.
О, дивное чудо, источник жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает: веселися Гефсимание, Богородичен святый доме, возопиим вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.
Игумен Лонгин (Чернуха)
← Священник и врач | Добром согретое сердце → |
---|