Православные храмы

Храм Рождества Богородицы (в «Царском Селе»)

Строительство храма началось 26 марта / 8 апреля 2008 г. Первую…

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…

Храм равноапостольного великого князя Владимира (в 18‑й больнице, на бульваре Шевченко)

Киевский Императорский Университет св. Владимира (современное…
Публикации

"Край, где все пропитано воздухом святым..."

Известное выражение о том, что новое — это хорошо забытое старое, как нельзя…

О дивное Чудо. Иконография Успения Пресвятой Богородицы

Uspenie_ikonaПраздник Успения Пресвятой Богородицы — светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом — этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших Господских праздников — Крещение. Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого.

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI в. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592–602). По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником. Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие ереси, в том числе несторианство.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило Церковное Предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: “Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы”, “Слово Иоанна, архиепископа Солунского”, а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста (†632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все — VIII в.).

Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X в. датируются две пластины из слоновой кости — для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке. Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционной для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее — плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

В иконописи композиция встречается с XI в. (икона из монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI в.

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизирует попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него — их присутствию на Евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл Собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение Святых Даров в Литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, — на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами, предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в Таинстве Евхаристии. Ангелы, слетающие ко Христу с покровенными руками, как для принятия Святых Даров, словно прислуживают на Литургии в качестве диаконов. Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме — в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки.

Примерно с XI в. получает распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый “облачный тип”. В верхней части композиции (например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках. Согласно “Слову Иоанна Богослова”, апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед Своей кончиной, были чудесным образом восхищены Ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим, причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов.

Древнейшим примером “облачного” Успения на Руси является икона начала XIII в., происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее). В ее верхней части изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры Ангелов, уносящих душу Богоматери. Редкая и трогательная иконографическая деталь этой иконы — стоящие на подножии у одра Богоматери красные туфельки. Это символ оставления Ею земного пути.

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. На псковской иконе Успения первой четверти XIV в. у одра изображен кувшин-стамна, вставленный в чашу — это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии. Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея.

В XV в. на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук Ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках — Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в XV–XVI вв. была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован на фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве — на фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

В русских иконах Успения второй половины XV в. — из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479 г.), из Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ныне в Третьяковской галерее), из Успенского собора г. Дмитрова (конец XV в., ныне в Музее имени Андрея Рублева) — представлена подробная иконографическая схема. Апостолы изображены путешествующими на облаках, у ложа Богоматери — рыдающие иерусалимские жены, апостолы и Ангелы, на переднем плане — сцена отсечения рук Авфонии. В верхней части иконы изображаются отверзающиеся небеса, к которым Богоматерь во “славе” возносят Ангелы. Вместо традиционных голубых оттенков внешние очертания “славы” здесь состоят из двух оттенков красного, а внутренние части включают в себя сияние с короткими лучами. По всей видимости, красный цвет “славы” и лучи внутри нее связаны с рядом поэтических образов Богородицы, например с образом “Жены, облеченной в солнце” (см.: Откр. 12: 1) и образом Церкви, которая оделась “Солнцем Правды — Христом”.

Особенностью названной выше иконы Успения 1497 г. из Кирилло-Белозерского монастыря является изображение эпизода с вручением Богоматерью своего пояса апостолу Фоме. Согласно одному из сказаний об Успении, Фома был перенесен к одру Божией Матери с опозданием, когда Богородица уже возносилась на небо, и получил пояс из Ее рук. Присоединившись к остальным апостолам, он рассказал им о встрече с Богоматерью, тем самым свидетельствуя о Ее вознесении на небо.

Интересной иконографической особенностью выделяется икона Успения середины XVI в. из Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Если во всех рассмотренных выше памятниках Христос чаще всего изображался фронтально, держащим душу Богоматери двумя руками, то здесь Он представлен в развороте, благословляющим десницей Богоматерь, лежащую на одре. Эта деталь, по всей видимости, появляется в “облачном” варианте Успения в первой половине XVI в. и широко распространяется в XVI–XVII вв.

Наряду с развитыми и подробными иконографическими типами был распространен и краткий вариант иконографии Успения. Так, в Русском музее хранится новгородская икона XV в., на которой отсутствуют изображения Ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери.

В XVII в. появляются монументальные храмовые иконы Успения с клеймами, в которых иллюстрируется “Сказание об Успении” (иконы 1658 г. из Успенского собора Московского Кремля и конца XVII в. из музея имени Андрея Рублева).

Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы.

Подготовил Виктор Науменко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu