Православные храмы

Храм преподобного Нестора Летописца (возле южного моста)

Храм преподобного Нестора Летописца построен в городе Киеве в 2010…

Храм пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Храм трех святителей и храм Нерукотворенного образа Господня (на Борщаговке)

Равноапостольный великий князь Владимир (во Св. Крещении — Василий,…
Публикации

Апостол Варнава

Святой апостол Варнава родился на острове Кипр в богатой еврейской семье и был…

Исторический путь православной Иверии. История Грузинской Православной Церкви

На протяжении всей своей истории Грузия вела борьбу с захватчиками, которые…

Проблемы современной молодежи

Cегодня в обществе царит свобода. У молодежи — неограниченные возможности. Куда…

Знаменное древнерусское пение

drevn_PashaСлужбы Православной Церкви необыкновенно богаты песнопениями различного содержания и разнообразных музыкальных церковно-певческих форм. В старину само богослужение называли “пением”. В результате преобразований в церковной и светской жизни XVII–XVIII вв. незыблемые до сего времени каноны древнего богослужебного пения начали вытесняться новым музыкальным мышлением с ярко выраженным западноевропейским влиянием.

В начале 90-х годов XX в. во многих православных общинах и монастырях возникает большой интерес к изучению и употреблению за богослужением знаменного распева как определенной мелодической системы. Благодаря таким регентам, как диакон Д. Болгарский, Г. Печенкин, И. Сахно и многие другие, знаменный распев вновь вернулся в наши храмы.

Славянские Православные Церкви переняли принцип богослужебного пения от Православной Церкви Византии, делая акцент на слово, ведь только оно способно точно выражать конкретные идеи. В современном пасхальном богослужении прочно закрепились определенные музыкально-певческие стереотипы, например традиционно исполняющийся во всех храмах “Пасхальный канон” А. Веделя, который поражает богатством и красотой музыкального языка. Подобные произведения действительно создают праздничное настроение, но остаются только прерогативой эмоций, оставляя вне внимания глубокое по своему содержанию и догматической стороне богослужебное слово-текст.

Предлагаемый вашему вниманию диск содержит Пасхальный канон знаменного распева с пореформенным текстом. Напев ирмосов и тропарей предлагается в сокращенном варианте, выполненном под редакцией руководителя школы знаменного пения Глеба Борисовича Печенкина (Канон Пасхи знаменного распева. М., 2003).

Безусловно, большинству слушателей, воспитанных с раннего детства на многоголосии в тональной, гармонической системе, достаточно трудно воспринимать монодию, основанную на модальной системе, но это очередной, хотя и далеко не легкий шаг к более глубокому пониманию наших певческих истоков.

Протоиерей Олег Скнарь,

настоятель Свято-Покровского храма при ГВКГ МО Украины

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu