Принесение мощей апостола и евангелиста Луки
По благословению Святейшего Алексия II Фонд Андрея Первозванного организовал принесение честной главы апостола и евангелиста Луки со Святой Горы Афон. В период с 9 июня по 12 июля 2007 г. святые мощи посетят Россию, Украину и Белорусь. В Киев честная глава святого апостола и евангелиста Луки была доставлена из Санкт-Петербурга 22 июня.
У Троицких врат Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры святыню торжественно встретили Архиепископ Вышгородский Павел, Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, Епископ Бориспольский Антоний, Епископ Нежинский и Батуринский Ириней, духовенство и миряне. С 22 по 27 июня святыня будет находиться в Киево-Печерской Лавре, а 27–28 июня — в Свято-Андреевском кафедральном соборе г. Запорожье.
На протяжении многих столетий честная глава святого апостола и евангелиста Луки как великое достояние христианского мира хранится в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре Святой Горы Афон, в соборе Покрова Пресвятой Богородицы.
Апостол и евангелист Лука — святой, почитаемый во всем христианском мире, автор одного из четырех Евангелий и Деяний апостолов. Он был врачом, проповедником, художником. В числе ближайших учеников Спасителя он был послан Им на первую проповедь о Царствии Небесном (см.: Лк. 10, 1–3).
Святой Лука стал очевидцем всех важнейших евангельских событий. Он был свидетелем того, как распинали Иисуса Христа на Голгофе, одним из первых, на дороге в Эммаус, он увидел Воскресшего Спасителя, а затем — Его Вознесение, общался с Богоматерью и первыми учениками Господа — 12 апостолами, был с ними во время Пятидесятницы. Святой Лука принял участие во втором путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны и делили все трудности благовестнического подвига (см.: 2 Тим. 4, 10).
После мученической кончины первоверховных апостолов Петра и Павла († около 67) святой Лука, покинув Рим, продолжил дело проповеди в Ахаии, Ливии, Египте и Фиваиде. В возрасте 85 лет он и сам был почтен мученической смертью через распятие на оливковом дереве.
Евангелие от Луки начинается с описания рождения Иоанна Предтечи и рождества Иисуса Христа, а оканчивается Вознесением Спасителя. Деяния апостолов — пятая книга в каноне новозаветных книг — охватывает период с 34 по 68 гг. по Р. Х. В 28 главах этого сочинения Лука рассказывает о распространении апостолами — после сошествия на них Духа Святого — учения Христа в разных странах. Наиболее подробно описаны там чудеса и труды апостолов Петра и Павла.
Профессор Глубоковский считает, что и Евангелие, и книгу Деяний апостольских святой Лука писал под диктовку апостола Павла. Дело не только в том, что Лука был его ближайшим сотрудником. Глубоковский отмечает, что в лексическом отношении Евангелие и писания апостола Павла очень близки: имеются 83 общих слова, захватывающие целые выражения, не обнаруженные в других Евангелиях. При этом никто из ученых не считает апостола Луку лишь стенографистом апостола Павла. Напротив, отмечают блестящий греческий язык святого Луки, а само Евангелие называют самым подробным.
В Житиях святых, изданных в начале ХХ в. и изложенных по “Четьям-Минеям” святителя Димитрия Ростовского, утверждается, что родом святой Лука был из сирийского города Антиохии. Он был не из евреев — указание на это есть в одном из посланий апостола Павла, где он отделяет Луку от “сущих от обрезания”. Полное имя его было “Лукан” — латинского происхождения. В качестве косвенного подтверждения его римских корней приводится тот факт, что именно в Риме процветала медицина, а святой Лука был врачом. Так его называл апостол Павел.
Житие Луки рассказывает, что по благочестивому желанию первых христиан апостол красками написал образ Богородицы, держащей на руках младенца Иисуса, а потом написал иные иконы Божией Матери и принес их на Ее благоусмотрение: “Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: “Благодать Родившегося от меня и Моя милость с сими иконами да будут”. Его первая икона, написанная на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель, Пресвятая Дева и праведный Иосиф Обручник, в 1395 г. была помещена в Успенский собор московского Кремля, а ранее находилась в Греции, Киеве и Владимире. На Руси Киево-Вышгородская (Владимирская) икона Богоматери прославилась чудесами и благодатной помощью. Сейчас она пребывает в московском храме во имя святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Современный церковный историк, преподаватель Московской Духовной Академии Алексей Светозарский считает, что вопрос о том, принадлежал ли Лука к 70 апостолам, не обсуждается, — почитание евангелиста как одного из них закреплено Церковью литургически. Кем был святой Лука — доподлинно не известно. По словам Светозарского, систематически собирать сведения об апостолах стал лишь в III в. учитель Церкви Ориген. Даже обстоятельства смерти святого Луки неизвестны в деталях. Местом его кончины называют Вифанию, Эфес, Патары и Ахайю. Последнее указывается в его житии. В Ахайе были обретены его мощи.
Недавно церковными исследователями было сделано сенсационное сообщение: в аббатстве Санта-Джустина в городе Падуя на севере Италии подтверждена подлинность останков евангелиста Луки. После двух лет тщательных анализов и консультаций специалистов старинное захоронение в храме аббатства признано могилой автора третьего Евангелия и Деяний апостолов.
При жизни святой апостол Лука был наделен божественной силой исцелять людей. И ныне продолжает он врачевать приходящих к нему с теплой молитвой.
← Литургия на фундаментах Десятинной церкви | Современные жертвоприношения языческим богам - это настоящее язычество → |
---|