Православные храмы

Храм апостолов Петра и Павла (у Дарницкого вокзала)

До революции неподалеку от Дарницкого железнодорожного узла стояла…

Кафедральный собор Воскресения Христова

31 мая 2007 года Священный Синод УПЦ утвердил решение о строительстве…

Храм пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…
Публикации

Достойний плід покаяння

Усе в Божому світі має свою мету і своє призначення. Кожен подих по-своєму…

"Край, где все пропитано воздухом святым..."

Известное выражение о том, что новое — это хорошо забытое старое, как нельзя…

“Федот, да не тот”, или о подмене духовных традиций и наивысшего чувства, данного человеку

Поводом к написанию статьи стало письмо нашей читательницы: “Дорогая редакция,…

Милости хочу, а не жертвы

Bludniy-sinРебенку свойственна вера. Психологи утверждают, что в детстве человек не столько homo sapiens (человек разумный), сколько homo religious (человек религиозный). Поэтому дети часто видят Ангелов — гораздо чаще, чем рассказывают об этом взрослым. Чистые сердцем, они как-то особенно ясно “зрят” и Самого Бога, откликаются на благодатную радость церковных Таинств, причем зачастую сами будучи еще некрещеными, находясь вне Церкви.


“Итак, я уже верил…”

В конце IV в. об этом размышлял в своей “Исповеди” блаженный Августин: “Ты видел, Господи, когда я был еще мальчиком, то однажды я так расхворался от внезапных схваток в животе, что был почти при смерти; Ты видел, Боже мой, ибо уже тогда был Ты хранителем моим, с каким душевным порывом и с какой верой требовал я от благочестивой матери моей и от общей нашей Матери Церкви, чтобы меня окрестили во имя Христа Твоего, моего Бога и Господа... Итак, я уже верил”.

Что ж, действительно, ребенку свойственно религиозное сознание. Но это означает, что ему нужна именно религиозная “пища”. И она должна быть качественной и добротной, чтобы детская душа не “отравилась”, не заплутала в зазеркалье духовных подмен. В противном случае, предоставленные самим себе, дети начинают заниматься религиозным мифотворчеством. Можно вспомнить, например, страшные истории “про злых черных и зеленых человечков”. Невоцерковленные дети рассказывают их совершенно серьезно и столь же серьезно боятся этих “злых” и “зеленых”. Дети знают и о бесах, ведь зло не делает поправки на возраст.

При этом дети пытаются узнать и о христианстве. Загадочный мир Церкви притягателен для них. Однако та информация, которая приходит к ним из мира взрослых, зачастую так “переработана” в воспитательных целях, что религия любви превращается в религию запретов и возмездия. “Хоть бы Бога побоялся” — этим, в общем-то глубоко верным, замечанием чаще всего ограничивается религиозное образование подрастающего поколения.

 

Золотая клетка — или дом Отца Небесного?

Но Бог христиан — это прежде всего Бог воскресения. И хотя для всех людей путь ко всеобщему воскресению проходит через Страшный Суд, однако это не Суд осуждения, а Суд любви. Когда об этом забывают, христианство превращается в некое подобие загона, обнесенного заборами запретов. Выход из него без конвоя, шаг вправо, шаг влево — карается вечной смертью. Но, как показывал в своих “Записках из подполья” Ф. М. Достоевский, даже из золотой клетки порой хочется сбежать.

И вот здесь уместно вспомнить о том, что Христос пришел не для того, чтобы наказать, но чтобы спасти. По слову святого Иустина Философа, “Отец Небесный хочет покаяния грешника, а не мучения его”.

Еще во времена Ветхого Завета Бог говорил Моисею: “Кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею” (Исх. 33, 19). Причем эти слова сказаны после того, как израильский народ предал Бога, поклонившись золотому тельцу. Именно тогда, когда боговидец Моисей во гневе разбил скрижали Завета, Бог не стер неверный народ с лица земли, но принял его покаяние.

Именно так осмысливаются в библейской традиции отношения Бога и человека. Бог для человека не прокурор, но — Отец. Как бы человек не искалечил себя грехами, Бог всегда ищет, как его помиловать. И в ответ на самый тихий вздох: “Прости, Господи, и помоги мне”, — Бог приходит на помощь.

 

Нам дарована надежда

Ветхий Завет готовил человечество к пришествию Христа. И вот происходит Боговоплощение, и Сын Божий в Своем Рождестве от Пресвятой Девы Марии сходит с небес к грешному человечеству. Что из Ветхого Завета входит в Завет Новый? К каким именно словам пророков обращается воплотившийся и вочеловечившийся Спаситель? Центральная тема в Евангельском благовестии Спасителя — тема милости. Причем эта проповедь не только в словах, но и в действиях.

Вот одна из таких ситуаций: вопреки ожиданиям фарисеев Христос не отгоняет грешников, но разделяет с ними трапезу. “Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: “милости хочу, а не жертвы”? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мф. 9, 11–13). Иисус Христос напоминает фарисеям те слова, которые задолго до Его Рождества через пророка Осию говорил Господь Бог: “Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений” (Ос. 6, 6).

Каким бы ни был человек, Господь, по Своей неизреченной милости, примет его таким, какой он есть, залечит Своей благодатью раны, которые нанес себе сам человек, и даст ему силы и возможность к изменению греховной природы, наполнит высшим смыслом его жизнь. Поэтому, знакомя детей, подростков и молодежь с христианством и рассуждая о страхе Божием, что также весьма важно в духовной жизни христианина, не стоит забывать и о милосердии Божием к каждой человеческой душе.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu