Поклоняемся страстям Твоим, Христе. Страстная неделя
Каждый день Страстной недели, последней в жизни Иисуса Христа, отмечен каким-то чрезвычайным, важным событием. По-особому постигаешь это, лично прикасаясь к евангельской истории страстей Христовых и созерцая места, где они совершались. Возможно ли перечислить все бесценные для христианского сердца святые места священного города!?
Мы идем по тем улицам, которые именуются “скорбным путем”. Им Агнец Божий восходил на Голгофу. Дорога начинается от остатков Претории — места беззаконного судилища Христова. Мы видим каменную скамью с отверстиями для рук и ног осужденного на смерть; сидя на ней, преступник ожидал казни. Возможно, именно здесь восседал и Божественный Страдалец перед Своей искупительной — за грехи людей — смертью.
Далее — место падения Спасителя под тяжестью креста; место, где Вероника подала полотенце Господу, Который обливался потом и кровью во время Своего восхождения на Голгофу.
В первые три дня Страстной недели улицы древнего Иерусалима снова услышали бессмертные слова Господня учения. Христос накануне своих страданий снова учил и обличал, обращаясь к народу, к иудейским старейшинам и властям.
В понедельник, указывая на римский динарий, Он учил о необходимости отдавать кесарю кесарево, а Божие — Богу. В этот же день Святая Церковь вспоминает усыхание бесплодной смоковницы как символа бесплодной человеческой души, которая не приносит истинного плода покаяния, а лишь лицемерно исполняет внешнюю сторону закона.
Во второй день Спаситель, возвращаясь к вождям иудейского народа — фарисеям и книжникам, опять грозно обличает их лицемерие. Слово Господа было исполнено такой силы и гнева, что вызвало потрясение в иудейском обществе. Христос уподобил фарисеев “окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты” (Мф. 23, 27).
В этот же день звучит призыв Христа, Который, отходя на Великий Жертвенный Подвиг, обращается к каждому из нас: “Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий!” (Мф. 25, 13).
Великая Среда приводит нас в Вифанию, в дом Симона прокаженного, где происходят два события, показывающие нам образы двух путей человеческой жизни.
К Господу подошла женщина с алавастровым сосудом драгоценного мира и возлила Ему на голову. В ответ на изумление и возражение учеников, Спаситель ответил: “Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала” (Мф. 26, 12–13).
В тот же вечер произошло еще одно событие, в котором проявилось самое низкое свойство, которое когда-либо было присуще человеку. Ученик предает своего Учителя. “Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников” (Мф. 26, 14–15)...
Очевидно, что между жертвой Марии и изменой Иуды существует связь, и она далеко не случайна. Мироносица Мария и Иуда Искариот — воплощение двух диаметрально противоположных взглядов на мир и человека, и примирить противоречия, которые разделяют их, — невозможно.
Великий Четверг. В этот день Святая Церковь собирает всех нас, православных христиан, в Сионской горнице Иерусалима за общей Тайной Вечерей Господа нашего Иисуса Христа с Его учениками. На ней было установлено Таинство Евхаристии — Причащения Тела и Крови Христовых.
“И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (см.: Мф. 26, 26–28; Мк. 14, 22–24; Лк. 22, 19–20).
Это Таинство и доныне совершается за каждой Божественной литургией в наших храмах, делая нас сотрапезниками Христовых апостолов.
За вечерним богослужением в этот день совершается Чинопоследование двенадцати Евангелий. По древней православной традиции, во время их чтения верующие стоят в церкви с зажженными свечами, которые затем приносят домой, освящают свои жилища и возжигают от них лампады. В Евангелиях, которые читаются в этот вечер, рассказывается о страдании и Крестной смерти Спасителя.
Вместе со старыми оливковыми деревьями в Гефсиманском саду, мы становимся в этот святой вечер свидетелями борений и молитвы Христа до кровавого пота, который каплями падал на землю. Вот мы видим, как приближается стража, и бывший ученик лицемерным “Радуйся” и коварным поцелуем предает на смерть Учителя.
А дальше клевета, неправедный суд, издевательства, избиение, насмешки, оплевание...
И Великая Пятница — самый скорбный день церковного года. Это день, когда вспоминаются Святые спасительные Страсти Господа нашего Иисуса Христа, когда совершились Распятие и Крестная смерть Спасителя.
В Храме Воскресения Христова завершается Крестный путь. Своими сводами он охватил скалу Божественной Голгофы, Камень Помазания, Животворящий Гроб Господень, возле которого лежит камень, отваленный Ангелом от входа при Воскресении Христовом, место Обретения Креста и другие святыни. Это место нашего вечного спасения, место победы Господа над смертью и начало нашей новой жизни во Христе, Господе нашем!
Крестная смерть Христа совершилась, по Евангелию, в девятый час, который приблизительно соответствует третьему часу дня по нынешнему времени. Поэтому во второй половине дня в храмах совершается вынос из алтаря на середину храма плащаницы — вышитого или иконописного изображения снятого с Креста Тела Спасителя.
* * *
Распят Спаситель. Божественная Любовь предана поруганию, Божественное Милосердие прибито гвоздями к древу, Божественная Кротость истекает кровью. Какая живая душа не встрепенется, с ужасом взирая на это? В тот страшный день затемнялось солнце, дрожала земля, распадались камни, и мертвецы, не выдерживая совершающегося, оставляли свои гробы. Страшно представить себе подобное, но еще страшнее постичь, что каждый из нас виновен в страданиях и смерти Сына Божия. Распятый страдал за злодеяния и грехи всех поколений людей, которые были и будут до конца мира. Иисус Христос распят за людей, которые закоснели в грехах...
В те бесконечные мгновения Пречистое Тело Богочеловека раздирали все истязания, которые выдумала человеческая злоба... Господь пережил душевные скорби всех тех, кто жил и будет жить, выплакал слезы всех отцов и матерей, вобрал в Свое сердце гибель всех человеческих сыновей и дочерей. Терпя Крестные муки, Господь проливал свою кровь и отдавал Свою жизнь за грехи всего человечества, но прежде всего — в искупление первородного греха, совершенного на заре истории.
“Свершилось”, — были Его последние слова на Кресте. И испустил дух.
Архимандрит Александр (Драбинко)
← Пост телесный, пост духовный | Спасительные страдания → |
---|