Православные храмы

Храм великомученика Георгия Победоносца (в госпитале МВД)

Расположена на территории Центрального госпиталя МВД Украины на…

Храм иконы Божией Матери «Экономисса»

21 декабря 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храмы Богоявления и Жен-Мироносиц (на Позняках)

Первый молебен был отслужен на Пасху, 29 марта/11 апреля 2004 г.…
Публикации

Пепел черной полыни

Чернобыльская трагедия, по большому счету, не привязана исключительно к одной…

О вере и неверии

После распятия и погребения Христа Спасителя апостол Фома пребывал в тяжелом и…

В Киеве открыто первое православное кафе

25 марта при посредничестве Свято-Макариевского прихода в г. Киеве открылось…

Преподобный Иоанн Синайский (Лествичник)

Ioann_LestvchnikИстория не сохранила точного времени жизни преподобного Иоанна Лествичника. Известно только, что умер он в середине VII века. В ранней молодости Иоанн пришел на Синай, где и провел практически всю жизнь. Уже в глубокой старости он был избран братией игуменом Синайской горы. Как раз в это время преподобный написал свой главный труд — “Лествицу”, книгу, в которой систематически описывается монашеский путь как восхождение по ступеням духовного совершенства.

Образ лествицы (рус. — лестницы), несомненно, происходит от Лествицы Иакова, которую ветхозаветный патриарх увидел на пути в Харран: “лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней” (Быт. 28, 12).

Главная мысль книги прп. Иоанна — постепенность, последовательность в подвиге. “Лествица” написана простым, доступным языком и исходит из глубины личного опыта старца. Опираясь на аскетическую традицию “богодухновенных отцов”, прп. Иоанн использует также народные поговорки, житейские образы и сравнения. В течение веков “Лествица” оставалась любимым чтением не только монахов, но и мирян.

Христианское отвержение мира, по мнению прп. Иоанна, должно совершаться ради того, что выше мира: это борьба не против, но за. Важно не презрение или равнодушие к миру, а устремление к Богу. На пути к Царству Божию подвижничество является не целью, но средством; подвиг завершится тогда, когда явится Христос во славе.

Не следует думать, что подвижничество — удел только монахов. У всех христиан одна цель — соединение с Богом. Соответственно, плоды подвига необходимы каждому. Аскетический путь — путь утверждения, а не отрицания, исправления, но не разрушения; он создает поистине прекрасного человека. Поэтому подвиг — не удел христианской “элиты”, а призвание каждого, помогающее раскрыть нашу собственную природу.

Ближайшая цель христианского подвига — достижение бесстрастия. То состояние, когда человек, как трава на ветру, колеблется от движения “самовластных страстей”, невозможно признать ни нормальным, ни свободным. Подвиг помогает нам освободиться от тирании страстей. И по мере восхождения по лествице духовного совершенствования человек стяжает внутренний мир и тишину.

Предел всякого подвижничества — состояние священного безмолвия, стройность внутренней и внешней жизни, бдительность сердца и непрестанная молитва. Подвижник предстоит пред Богом и соединяется с Ним. “Кто постиг безмолвие, тот узнал глубину Таинств…”

Описывая последние ступени восхождения, прп. Иоанн становится скуп на слова, говорит сдержанными афоризмами: здесь изнемогает всякое слово. Вершина же Лествицы скрывается в небесных высотах.

(День памяти в 4-ю Неделю Великого поста; 30 марта/12 апреля)

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu