Православные храмы

Свято-Троицкий храм на Жилянской

Изначально Свято-Троицкий приходской храм находился на месте скверика…

Храм иконы Божией Матери «Виленская-Остробрамская» (в больнице водников)

История прихода берет свое начало в 2002 году, когда по благословению…

Храм трех святителей и храм Нерукотворенного образа Господня (на Борщаговке)

Равноапостольный великий князь Владимир (во Св. Крещении — Василий,…
Публикации

Терроризм как богоборчество

Терроризм, по определению энциклопедий и энциклопедических словарей, — это…

Світла Седмиця

Пасха у Православній Церкві окрім того, що вона є найурочистішим моментом у…

“Истерия” или богохульство? О новой театральной интерпретации Фрейда

Отношение Православной Церкви к театру и, шире, к лицедейству нельзя назвать…

Преподобный Иоанн Синайский (Лествичник)

Ioann_LestvchnikИстория не сохранила точного времени жизни преподобного Иоанна Лествичника. Известно только, что умер он в середине VII века. В ранней молодости Иоанн пришел на Синай, где и провел практически всю жизнь. Уже в глубокой старости он был избран братией игуменом Синайской горы. Как раз в это время преподобный написал свой главный труд — “Лествицу”, книгу, в которой систематически описывается монашеский путь как восхождение по ступеням духовного совершенства.

Образ лествицы (рус. — лестницы), несомненно, происходит от Лествицы Иакова, которую ветхозаветный патриарх увидел на пути в Харран: “лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней” (Быт. 28, 12).

Главная мысль книги прп. Иоанна — постепенность, последовательность в подвиге. “Лествица” написана простым, доступным языком и исходит из глубины личного опыта старца. Опираясь на аскетическую традицию “богодухновенных отцов”, прп. Иоанн использует также народные поговорки, житейские образы и сравнения. В течение веков “Лествица” оставалась любимым чтением не только монахов, но и мирян.

Христианское отвержение мира, по мнению прп. Иоанна, должно совершаться ради того, что выше мира: это борьба не против, но за. Важно не презрение или равнодушие к миру, а устремление к Богу. На пути к Царству Божию подвижничество является не целью, но средством; подвиг завершится тогда, когда явится Христос во славе.

Не следует думать, что подвижничество — удел только монахов. У всех христиан одна цель — соединение с Богом. Соответственно, плоды подвига необходимы каждому. Аскетический путь — путь утверждения, а не отрицания, исправления, но не разрушения; он создает поистине прекрасного человека. Поэтому подвиг — не удел христианской “элиты”, а призвание каждого, помогающее раскрыть нашу собственную природу.

Ближайшая цель христианского подвига — достижение бесстрастия. То состояние, когда человек, как трава на ветру, колеблется от движения “самовластных страстей”, невозможно признать ни нормальным, ни свободным. Подвиг помогает нам освободиться от тирании страстей. И по мере восхождения по лествице духовного совершенствования человек стяжает внутренний мир и тишину.

Предел всякого подвижничества — состояние священного безмолвия, стройность внутренней и внешней жизни, бдительность сердца и непрестанная молитва. Подвижник предстоит пред Богом и соединяется с Ним. “Кто постиг безмолвие, тот узнал глубину Таинств…”

Описывая последние ступени восхождения, прп. Иоанн становится скуп на слова, говорит сдержанными афоризмами: здесь изнемогает всякое слово. Вершина же Лествицы скрывается в небесных высотах.

(День памяти в 4-ю Неделю Великого поста; 30 марта/12 апреля)

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu