Святитель Григорий Палама
Во второе воскресенье Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, архиепископа города Фессалоники (совр. Салоники, Греция), оставившего после себя замечательное богословское наследие.
Святитель родился в 1296 г. в Малой Азии. Во время нашествия турок его семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе императора Андроника II Палеолога. Отец Григория стал видным сановником при императоре, но вскоре умер, и ответственность за воспитание и образование осиротевшего мальчика взял на себя Андроник.
Император готовил для своего воспитанника будущее государственного деятеля, но Григорий, едва достигнув 20-ти лет, удалился на Афон и поступил послушником в монастырь Ватопед, где принял монашеский постриг. Спустя несколько лет, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители начал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию.
После того, как в XI веке в трудах прп. Симеона Нового Богослова были подробно описаны внешние приемы сосредоточенной молитвы, их усвоили афонские подвижники. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. исихия — покой, молчание), а практикующие его стали называться исихастами. Подвижники, достигшие высших ступеней духовного совершенствования, сподоблялись видеть нетварный свет — сияние славы Божией, тот свет, который видели апостолы во время Преображения Господня на горе Фавор.
Около 1330 г. в Константинополь из Калабрии (Италия) приехал ученый монах Варлаам. Побывав на Афоне, он познакомился с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность фаворского света, при этом не стесняясь поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и духовных озарениях.
На защиту молитвенного опыта подвижников встал святитель Григорий Палама, к тому времени уже архиепископ Фессалоник. Святой изложил свои доводы в богословском труде “Триады в защиту священно-безмолвствующих”. К 1340 г. афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — Святогорский томос.
Основное положение учения свт. Григория заключается в том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в нетварных энергиях, которые пронизывают тварный мир и доступны восприятию. Очищенные подвигом православные подвижники могут приобщаться к Богу в Его энергиях.
Термин “энергия” не следует понимать в его современном вульгаризованном смысле (как его используют различные экстрасенсы). Греческое “энергиа” буквально означает действие, проявление Бога в творении.
Свт. Григорий старался защитить православное понимание спасения. В православной традиции под спасением понимается не юридический акт “снятия вины”, но внутреннее перерождение, исцеление человека и соединение его с Богом, которое отцы единогласно называли обожением. Невозможно соединиться с Богом без Бога. Если отвергать возможность реального причастия Богу (что делал Варлаам), то и спасение становится попросту невозможным.
Таким образом, споры о природе фаворского света были не отвлеченными богословскими рассуждениями, но касались главного содержания нашей веры. Одержав победу на Соборе 1341 г., свт. Григорий Палама тем самым отстоял чистоту православной веры.
(День памяти во 2-ю Неделю Великого поста; 14/27 ноября)
← Преподобный Иоанн Синайский (Лествичник) | Под золотыми куполами. Никольский собор киевского женского Покровского монастыря → |
---|