Старый или новый год?
— Как православный христианин, я стараюсь во время Рождественского поста придерживаться постного стола. Однако в один из моментов очень сложно удержаться от искушения — я имею в виду празднование Нового года. Уже который год напрашивается вопрос: отчего Православие по-прежнему живет в рамках “старого стиля” — по Григорианскому календарю, тогда как весь мир живет по Юлианскому, что дает возможность тем же католическим христианам с чистой совестью приступать к обильной новогодней трапезе? Может ли этот вопрос быть решен в ближайшее время? Сергей Онищенко, Киев
— Прежде всего необходимо сказать, что Вы ошибаетесь: по Юлианскому календарю живет Православие.
В XVI в. указом римского папы Григория в католическом мире был введен новый стиль (Григорианский), который к нам пришел вместе с советской богоборческой властью. Тогда Церковь в борьбе с расколами и обновлениями защищала свое право на существование еще и неуклонным соблюдением вековых традиций, одной из которых является богослужебный годовой круг церковных праздников.
Что касается соотношения старого и нового стилей, то современные ученые уже сказали свое слово: старый, Юлианский, стиль точнее, проще и удобнее нового. Григорианская реформа не оправдала себя, и уже есть предложения устаревший (!) новый календарь исправить или заменить вечным.
Относительно празднования Нового года. Так, как это происходит сегодня в миру, не отвечает христианскому благочестию. Впрочем, Церковь не запрещает своим верным праздновать Новый год по новому стилю — с 31 декабря на 1 января (хотя верующие и даже неверующие люди отмечают наступление Нового года и по старому стилю — 14 января). В некоторых приходах существует традиция в новогоднюю ночь служить благодарственный молебен на начало года. Не запрещается и новогодний стол, но следует помнить, что 31 декабря и 1 января пост не прекращается. Хозяйки знают, что постные кушанья могут быть даже вкуснее скоромных. Главное, чтобы празднование Нового года не было поводом к греху и разврату, а использовалось нами как возможность поблагодарить Бога за добро, дарованное нам в прошедшем году, и попросить Его помощи в будущем.
Святое Евангелие учит нас, что пост, прежде всего, должен быть перед Богом, а не перед людьми. Всегда существует возможность воздержаться от употребления непостной (скоромной) пищи. И это совсем не обязательно делать с вызовом для окружающих. Помните, что от Вашего поведения будет зависеть, возникнет или нет, глядя на Вас, желание жить христианской жизнью у того, кто пока еще не постится. Если люди, которые рядом с Вами, знают, что Вы поститесь, но все равно упрашивают Вас поесть скоромной пищи, то лучше отказаться без злости и без превосходства (это недопустимо!), но убедительно. Знайте, что это искушение не столько для Вас, сколько для этих людей, которые по Вашему поведению будут судить о Церкви и церковных людях. А как учит Священное Писание: “Горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Мф. 18, 7).
Подготовил Александр Гадайчук
← Иконография Рождества Христова | Поучения на Новый год против гадания, по статье священника А. Гумилевского → |
---|