Благотворное сотрудничество
30 октября — 2 ноября 2006 г. в Москве состоялся Второй международный фестиваль православных средств массовой информации “Вера и слово”, призванный выявить новые формы сотрудничества Церкви и современного общества, а также стратегические задачи развития системы православных СМИ. Организаторы фестиваля — Издательский совет РПЦ и православный благотворительный фонд “Пересвет”.
В последние годы средства массовой информации все чаще обращаются к теме Православия, растет количество и качество материалов о Церкви. В центре внимания — религиозный фактор в общественной жизни, церковно-государственные отношения, роль Православия в становлении национального самосознания. Сегодня Церковь свидетельствует о христианских ценностях и традиционной славянской культуре на современном языке, в том числе — на языке масс-медиа.
Формирование единой информационной политики Церкви, открытое и плодотворное взаимодействие со светскими СМИ, эффективное использование современных коммуникационных возможностей относятся к первоочередным задачам Православной Церкви сегодня. СМИ могут и должны сказать людям правду о том, что добро существует, что оно всесильно и красиво, что оно несет в себе мир и радость и что все люди призваны быть его носителями. Также они должны четко разделять добродетель и порок во всех их проявлениях. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит православной журналистике — и внутри Церкви, и вне ее лона.
Напомним, что на Первом фестивале православных СМИ “Вера и слово” (16–18 ноября 2004 г.) были представлены 60 епархий Русской Православной Церкви и 7 Поместных Православных Церквей. Число официальных участников фестиваля превысило 390 человек, а общее количество присутствующих было более 800 человек.
По благословению Его Блаженства Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, в работе фестиваля приняли участие представители Украинской Православной Церкви — архимандрит Иларий (Шишковский), Председатель Издательского отдела УПЦ, и сотрудники Издательского отдела Сергей Шишковский и Александр Гадайчук. На пленарном заседании архимандрит Иларий (Шишковский) выступил с докладом, в котором рассказал о существенных успехах в работе православных СМИ в Украине и Издательского отдела в частности. Он подчеркнул, что за последние годы отдел значительно увеличил количество и качество издаваемой продукции. Кроме традиционных изданий — газет, журналов, календарей, Трудов Киевской Духовной Академии, — были изданы также богословские и проповеднические труды Предстоятеля Украинской Православной Церкви, молитвословы, брошюры для детей, книги, буклеты и т. д. Также архимандрит Иларий проакцентировал внимание слушателей на тех проблемах и препятствиях, которые стоят перед православными СМИ в Украине. Это в первую очередь филаретовский раскол и экспансия католицизма и униатства. Но, несмотря на трудные условия, в которых приходится работать церковным СМИ, они продолжают повышать свой творческий и профессиональный уровень, чтобы убедительно и уверенно нести в мир свет евангельской проповеди.
Участники форума высказали единодушное мнение о том, что задача православной журналистики — возродить в людях гордость за свою страну и свою историю, вернуть народ к православной вере, возродить человеческое и национальное достоинство, доверие друг к другу, доброжелательность. Православный журналист в своей работе должен руководствоваться тремя принципами. Во-первых, доверительно и искренне, как к равному, относиться к собеседнику. Во-вторых, публиковать содержательную, позитивную, надежную информацию. В-третьих, “воцерковлять культуру”, отбирать из множества произведений те, которые по нравственным и художественным достоинствам Церковь может считать своими. Православным журналистам следует обращаться к личным примерам, писать о людях, которые явили красоту веры и жертвенного служения. Журналистика должна быть честной и основываться на евангельской нравственности, а не на мифотворчестве.
Главная задача церковных СМИ совпадает с задачей самой Церкви — это христианская миссия в обществе, проповедь Христовой истины и научение ей. Разумеется, это непростая задача — передавать современным людям духовное богатство, которое содержится в многовековом Церковном Предании. Но СМИ призваны всячески содействовать усвоению этого наследия. В частности, они должны знакомить свою аудиторию с повседневной жизнью Церкви во всем ее многообразии, стараться отвечать на вопросы, которые волнуют православных христиан. Сегодня Церковь напрямую обращается к обществу, то есть выполняет свою духовно-просветительскую миссию как в отношении людей воцерковленных, так и тех, кто пока еще на пути ко Христу.
Выступающие на фестивале обратили внимание на принципиальную разницу между современной светской, “клиповой”, и православной культурой, основанной на слове и передающейся через слово.
Современные масс-медиа сформировались в секулярную эпоху вне Церкви. И сама Церковь относительно недавно стала на равных правах с другими общественными институтами взаимодействовать со СМИ. Этот опыт показывает, что средства массовой информации действительно предоставляют широкие возможности для церковной миссии.
Имея во все времена неизменную цель — спасение человека, — Церковь всегда очень чутко относилась к тому, как, на каком языке и в каких формах обращаться к его сердцу. Сегодня в церковной проповеди активно используются и новые информационные технологии. Это предполагает более активное присутствие Церкви в информационном пространстве, в чем заинтересовано и государство, и общество.
Многое зависит от того, в чьих руках находятся СМИ, но есть и общий контекст — настроение самого журналистского сообщества, и здесь далеко не все благополучно. Так что изменение нравственного климата в светских СМИ — это очень сложная, комплексная задача, но ее общими усилиями необходимо решать.
Необходимо не только участвовать в работе светских СМИ. Церковь должна иметь собственные информационные каналы, способные свободно помогать церковной миссии вне зависимости от каких бы то ни было общественно-политических интересов.
Участники Второго международного фестиваля православных СМИ “Вера и слово” приняли итоговый документ в котором, в частности, сказано: “Духовные и нравственные плоды деятельности значительной части светских СМИ нельзя признать ни добрыми, ни благими. Центральные и региональные СМИ, в особенности телевидение, пропагандируют идеалы и ценности, глубоко чуждые православным христианам — большинству жителей наших стран. В результате из нашего общества последовательно вытесняются основные нравственные понятия — милосердие, ответственность, долг, чадолюбие, воздержание, подвиг, жертвенность. Это особенно важно для молодого поколения. Наше общество нуждается в таких средствах массовой информации, которые не только информируют и развлекают, но просвещают и воспитывают. Отказ современных СМИ от этих задач свидетельствует об утрате ими нравственной и социальной ответственности. Это опасно для духовной жизни людей, а значит, и для будущего наших стран”.
2 ноября в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя состоялось вручение премий творческого конкурса “Вера и слово”. Всего на премию было выдвинуто 130 соискателей из 95 редакций.
Победителям были вручены бронзовые статуэтки небесного покровителя фестиваля “Вера и слово” пророка Ионы, выполненные скульптором Константином Черновым.
Продолжением фестиваля стала встреча, которая состоялась 9 ноября, в день памяти преподобного Нестора Летописца. Представители Издательского совета РПЦ — сотрудник Издательского совета Владимир Каширин и представитель благотворительного фонда “Пересвет” Рашид Кадеркаев — посетили Киев, Киево-Печерскую Лавру и своих коллег в Издательском отделе УПЦ. Гости и сотрудники Издательского отдела обменялись своими планами на ближайшее будущее, приняв решение о благотворном сотрудничестве. Результатом общения стало подписание протокола о сотрудничестве. Стороны намерены объединить свои силы и возможности для содействия расширению просветительской и книгоиздательской деятельности Православной Церкви на территории Украины и России, для обмена опытом, проведения совместных православных книжных ярмарок, издательских проектов и другой просветительской деятельности.
Архимандрит Иларий (Шишковский), доцент КДА
← Крымская голгофа. Священномученик Андрей Косовский | Свято-Троицкий Корецкий монастырь: традиция духовной преемственности → |
---|