Можем ли мы помочь усопшим родственникам?
Есть особые дни в году, когда вся Церковь с благоговением и любовью молитвенно вспоминает всех “от века” (т. е. во все времена) умерших своих собратьев по вере. По Уставу Православной Церкви такое поминовение усопших совершается по субботам. И это не случайно. Мы знаем, что именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос пребывал во гробе.
Обычай поминовения усопших коренится в глубокой вере православных христиан в то, что человек бессмертен и душа его, однажды родившись, будет жить вечно, что видимая нами смерть — это временный сон для плоти и время ликования для освобожденной души. Смерти нет, говорит нам Церковь, есть только переход, преставление из этого мира в мир иной...
Страдает и трепещет душа, покидающая тело. Но проходит совсем немного времени, и выражение скорби и страдания на лице усопшего исчезает, лик его светлеет и успокаивается. Душа родилась в мир иной! Поэтому-то мы и можем молитвой своей желать нашим умершим близким блаженного упокоения там, в покое и свете, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная...
Поэтому-то, зная о вечном бытии души человеческой, “за гранью смерти зримой”, мы молимся с надеждой и верой, что молитвы наши помогут душе в ее загробном странствии, укрепят ее в момент страшного последнего определения между светом и тьмой, защитят от нападения злых сил...
И вот 3 ноября (21 октября по ст. ст.) православные христиане собрались в храмы, чтобы вместе помолиться об “усопших отцех и братиях наших”. Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, — наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется родительской (всего их шесть).
У родительской субботы 21 октября/3 ноября есть и еще одно название — Димитриевская. Названа она так по имени воспоминаемого 26 октября/8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому. Одержав победу в Куликовской битве над Мамаем, он, совершив по возвращении с поля брани в Троицкой обители поминовение павших православных воинов, предложил Церкви творить его ежегодно в субботу перед днем своего тезоименитства.
В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников — только крещеных. О некрещеных можно молиться дома или над их могилой на кладбище.
В эти дни свечи ставятся не только к иконам, но и к распятию, на специальный столик — “канун”. Свеча — наша жертва Богу и символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.
Есть еще один добрый обычай в Церкви: в дни поминовения верующие приносят в храм угощение для неимущих. Оно освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Мы знаем и верим, что человек, получивший это угощение, перед трапезой помолится “о всех зде ныне поминаемых”, и к молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва. С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.
А можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию, и в память о своих умерших родителях принести ему, например, сумку картошки с рынка... Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5, 7).
“Чем больше имел грехов умерший, тем нужнее для него милостыня; благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная”, — говорит святитель Иоанн Златоуст. И блаженный Августин также пишет: “Милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили по грехам своим”. Когда ты подаешь милостыню за усопшего родственника, помни, что подаешь не ты, а через тебя — сам умерший, не успевший сделать этого при жизни. Господь же сторицею вознаградит его во Царствии Своем (см.: Притч. 19, 17).
Подавая милостыню за усопших, мы спасем их от проклятия и неугасающего огня, приобретаем им прощение грехов, вводим их в рай. “Многие из усопших, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — получили великую помощь от милостыни, раздаваемой за них другими”. Невозможно исчислить все свидетельства, находящиеся в жизнеописаниях святых мужей, ясно доказывающие, что и по смерти приносят величайшую пользу усопшим совершаемые за них милостыни.
Молитвы же церковные есть такая всемогущая сила, которая проходит Небеса, восходит к самому Престолу Вседержителя, нисходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников. С каким трепетным желанием душа твоего сродника, может быть, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий поручить священнодействующему помянуть ее и сам помолишься о ней купно со всею Церковью!
← О вере и неверии | Церковные каноны и традиции в современном мире → |
---|