“Пилигрим” отправляется в путешествие
Современная молодежь оказалась в ловушке цивилизации и технического прогресса. Культ потребительства заглушает в человеке голос совести, отрывает не только от объективной реальности, но и от Бога.
В 2006 г. при храме во имя Трех святителей в Святошинском районе г. Киева открылся молодежный клуб экологии и туризма “Пилигрим”, который пока что насчитывает около 20 подростков (юношей и девушек) 12–18 лет.
Клуб “Пилигрим” приглашает молодежь увидеть созданный Богом мир и его реальные проблемы не с экранов мониторов или телевизоров, а непосредственно. Он объединяет в себе детей, молодежь и взрослых, которые стремятся служить Богу, Церкви, своим ближним и всему богосотворенному миру.
Направления деятельности клуба “Пилигрим”:
— Молодежный экологический патруль;
— Секция спортивного туризма.
Православная молодежь и экология
Природа занимает ключевое место в развитии человека. С любви к природе начинается движение человека к Богу. Ведь весь богосотворенный мир является носителем дыхания жизни, причастником Святого Духа, ибо “всякое дыхание да хвалит Господа” (Пс. 150, 6) и вся живая природа — наш “ближний”. Созданная материя никоим образом не противостоит духу, как утверждалось издавна в дуалистических, гностико-манихейских учениях, и, вопреки марксизму, не является ни первичной, ни вторичной. Благодать Божия пронизывает все творение.
Разрушительная деятельность современного человека, занимающего привилегированное положение на созданной Богом земле по заповеди “обладайте ею” (Быт. 1, 28), уже привела мир на грань апокалиптического саморазрушения. Это и загрязнение окружающей среды, опасное для всех земных существ, и уничтожение большого количества животных и растений, и другие проявления жизнедеятельности человека.
Человек должен относиться к природе так, как относится Бог к Своему творению, — с любовью и заботливостью, ведь он призван быть священником для всего творения, обрабатывать Божий сад и давать имена животным. К сожалению, человек превратился в хищника и потребителя. С позиций ограниченного и утилитарного познания была уничтожена тайна творения. “Я мыслю, значит, существую” — пустыня убогой субъективной мысли “ни о чем” заменила сад Божий.
Некоторые современные экологи пытаются разрушить представление о человеке как венце творения. Однако именно в этом знании заключается особенная ответственность за весь мир. Человек является хранителем Божия творения. В Нагорной проповеди Христос говорит о том, что у Бога не забыта ни одна из малых птиц, ни одна из полевых лилий (см.: Мф. 6, 26–29). Каждое существо возлюблено Им и преисполнено достоинства и славы. Каждая стихия призывает к Нему, находя через Него, и с Ним, и в Нем свое наивысшее выражение — не только в Таинствах Церкви, но и в окружающем мире. Все живое создано Христом и через Христа (см.: Ин. 1, 1–5), и Христос пребывает с нами везде “во все дни до скончания века” (Мф. 28, 20).
Любовь к природе и забота о ней — это непременная часть деятельной любви ко Христу. Не случайно во время празднования Пятидесятницы благословляется и освящается всякая растительность.
Христос приходит в наши сердца различными путями, и природа — один из них. Так, созерцая красоту Божиих созданий, нашла путь к Господу святая великомученица Варвара. В украинской духовной традиции природа вдохновляла на подвиг молитвы множество паломников, в отблеске солнечных лучей на росистой траве прозревавших Свет, который сходит с Фавора. О Библии Природы говорил великий ученый М. В. Ломоносов.
Охрана природы — непременная часть христианского служения. Что может сегодня сделать православная молодежь для природы? Начинать нужно с молитвы. Священный Синод Вселенской Патриархии провозгласил 1 сентября каждого года Днем вознесения молитв о защите окружающей среды. Без Божией помощи и нашего смирения экологическое служение может превратиться в формы социальной и духовной гордыни. Бороться необходимо за экологические ценности, а не против постиндустриальной цивилизации. В первую очередь необходимо самому бережно относиться к окружающей среде, ведь мы являемся хранителями Божиих созданий. Спасти мир собственными силами невозможно. Но в ожидании его будущего преображения в славе еще очень многое можно исправить — и в окружающей среде, и в нас самих.
Направления деятельности молодежного экологического патруля
Предварительно определяется маршрут (пешком, автомобилем, лодкой).
На месте проводится фиксация факта загрязнения с помощью фотосъемки и документальной записи.
Определяются пути преодоления загрязнения.
Если место загрязнено мусором, оно может быть очищено собственными силами экологического патруля.
Если загрязнение имеет более сложный характер (повышение уровня радиации, загрязнение техногенными отходами, массовая гибель животных, птиц или рыбы, загнивание воды и т. п.), то экологический патруль сообщает об этом соответствующим природоохранным службам.
Христианский экологический патруль будет сотрудничать со всеми государственными, политическими, общественными организациями, которые небезразлично относятся к экологическим проблемам, в частности с Министерством экологии и природных ресурсов Украины, Государственным управлением экологии и природных ресурсов в
г. Киеве, Управлением охраны окружающей природной среды КМГА, Министерством здравоохранения Украины, Greenpeace Украина и др.
Команда молодежного экологического патруля кроме практических занятий будет получать и теоретическую подготовку.
Планируется выпуск открыток с обращениями к населению беречь природные богатства Украины.
Секция спортивного туризма
Погружение многих современных детей в виртуальную реальность компьютерной и телевизионной продукции заставляет родителей и педагогов бить в набат. Но дети не беспричинно уходят в виртуальную реальность, ведь сегодня почти не существует нормальных условий для организации педагогически корректного досуга для детей и молодежи. Дети вынуждены выбирать между бесцельным шатанием по улицам и достаточно комфортными посиделками в компьютерных клубах, где мальчики, воюя против виртуальных противников, искаженно реализуют присущее мужчинам свойство быть защитниками.
Организация клуба спортивного туризма с элементами следопытства (скаутинга) поможет юношам стать действительно мужественными, решительными, волевыми.
Как соотнести туризм с православной духовностью? Само название клуба — “Пилигрим” — имеет два значения: 1) паломник; 2) путешественник. Раньше паломники добирались до мест паломничества пешком, безусловно, у них были серьезные навыки туризма: ориентировка на местности, выбор места для привала, физическая выдержка, волевое стремление к достижению цели. Подвижники благочестия находили для жизни и молитвы безлюдные, дикие места: на это были бы не способны привыкшие к комфорту белоручки. Даже с точки зрения эсхатологической перспективы, когда ожидается гонение антихристом последних христиан, туризм, как способ выживания в нецивилизованных местах, имеет определенный смысл.
Законы православных следопытов:
Следопыт верен Богу, предан Родине, родителям и ближним.
Следопыт честен.
Следопыт стремится быть полезным ближним.
Следопыт дружелюбен.
Следопыт учтив и скромен.
Следопыт — друг природы.
Следопыт следует наставлениям своих родителей и руководителей.
Следопыт бодр и никогда не падает духом.
Следопыт трудолюбив и настойчив.
Следопыт чист в мыслях, словах и делах.
Священник Дионисий Дунаев
Подготовлено Синодальным отделом УПЦ по делам молодежи
← Ревностный защитник Православия святитель Димитрий Ростовский | Свято-Покровскому храму на Приорке — 100 лет → |
---|