Православные храмы

Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии АМН)

С 1998 г. в НИИ нейрохирургии АМН совершалось чтение акафиста перед…

Храм благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках

Строительство храма святого благоверного князя Ярослава Мудрого на…
Публикации

Такой “взрослый” подросток

Одна из главных особенностей подросткового возраста — чувствительность и…

Різдвяний піст

Різдвяний піст, який ще зветься Филипівка, починається наступного дня після…

Так чьи же они свидетели?

Священное Писание опровергает секту “Свидетелей Иеговы”

Паломничество в Святую Землю Иордании

Gorod_AmmanСвященная местность, которая расположена на восточном берегу реки Иордан, относится к территории современной Иордании.

Согласно Божию Промыслу, Иордания неоднократно на протяжении всей своей истории служила святым пророкам и царям настоящим спасительным убежищем, где Авраам, Иаков, Моисей, Иисус Навин, Илия, Давид, Иоанн Креститель и Сам Иисус Христос, а затем и первые христианские общины обретали мирный кров и могли хотя бы немного отдохнуть от гонений. Дорога с восточного берега реки Иордан на запад стала символическим путем пророков и Спасителя из “пустыни”, которой все они были испытаны перед началом своего духовного служения, в землю обетованную и, в конце концов, в Царствие Божие.

Вот почему все больше паломников начинают сегодня свое путешествие на Востоке с Иордании, чтобы затем продолжить его в древнем Ханаане, на территории современных Палестины и Израиля. Продвигаясь таким путем, они словно проходят сквозь время по следам Ветхого и Нового Заветов, снова последовательно переживая всю историю взаимоотношений Бога и человека от первых страниц Книги Бытия до наших дней.

В настоящее время посещение святых мест Иордании начинается со столицы государства — с города Аммана, раскинувшегося на семи холмах (первое упоминание о городе — ок. 600 г. до Р. Х.). От христианской цивилизации эпохи Византии в Аммане остались цитадель, соседствующая с помпезным дворцом губернатора, постройки начала эпохи Оммеядов (VIII в.). Также в городе хранятся оригиналы знаменитых кумранских рукописей, свидетельствующих о чаянии древних скорого пришествия в мир Мессии. Христиан Аммана собирают под свои своды три христианских храма Иерусалимского Патриархата. Один из них, в честь Обрезания Господня, является кафедральным собором города. Построен он относительно недавно, в 1984 г. при патриархе Диодоре, о чем свидетельствует гравюрное изображение на входных дверях храма, где сам патриарх коленопреклоненно преподносит Библию восседающему на престоле Спасителю. Кроме великих праздников богослужения проводятся каждые пятницу и воскресенье. Главной же святыней храма является частица мощей святого Георгия Победоносца.

В часе езды на север от Аммана расположено библейское место Гадара, ознаменованное чудесами Христа (Мк. 5, 1–20), а также древняя территория греко-римского Десятиградия (Декаполиса). Одним из этих крупных городов бывшей Римской империи являлся Джераш. Среди его христианских святынь — руины трех храмов позднего периода византийской эры во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, святого Георгия Победоносца и в честь Рождества Иоанна Крестителя. Уникальными являются сохранившиеся почти в полном объеме мозаичные полы VI в. времен императора Юстиниана.

Пелла — вечнозеленый город, известный с IV в. до Р. Х. Здесь, в земле Галаадской, можно увидеть остатки византийских христианских церквей на том месте, где происходили борьба Иакова с Богом (Быт. 32, 24–32) и примирение Иакова с Исавом (Быт. 33, 1–17).

Известно также место рождения пророка Илии Фесвитянина из Галаада (3 Цар. 17, 1). Это современный город Аджлон, где сохранился фундамент базилики VI в.

* * *

В 30 км к югу от Аммана находится Мадаба (библейская Медеба) — город мозаик, где сохранился целый ряд мозаичных полов. Город упоминался в Библии во времена великого исхода, а когда его захватили византийцы, он был возвышен в ранг епископальной кафедры. Самая известная мозаика в Мадабе — карта Святой Земли. Этот византийский шедевр был создан во времена правления императора Юстиниана в середине VI в. По замыслу художников, карта должна была показать практически всю территорию от Нила до Евфрата. Карта Мадабы находится в пределах церкви во имя святого Георгия Победоносца. Этот храм был возведен в 1884 г. По замыслу патриарха Герасима, он должен был сохранить для потомков уникальное полотно от непогоды и вандалов. Увы, все получилось как раз наоборот. Глава Иерусалимского Патриархата не дал рабочим точного указания, что храм нужен лишь как укрытие для карты. А потому при строительстве церкви они нисколько не заботились о сохранности мозаичного панно. В результате карта  была практически уничтожена.

На уцелевших фрагментах мозаики без труда можно разглядеть Мертвое море, Иерихон, реку Иордан, Наблус, гору Синай, дельту Нила и даже части Средиземного моря. Центром карты до сих пор остается Иерусалим. Причем на плане города можно различить и городские стены, и ворота, и храм Гроба Господня, каким он был в VI в.

В храме во имя святого Георгия также имеется великая святыня современного города — чудотворная икона Божией Матери, именуемая “Троеручица”. Третья рука на этой иконе не была заметна до 70-х годов прошлого столетия, когда, сопровождаемое вспышками света, произошло чудесное ее обновление.

 * * *

Одной из великих святынь Иордании можно назвать место на горе Нево, расположенной в 7 километрах от Мадабы. Именно здесь окончил свой земной путь Моисей. “И говорил Господь Моисею…: взойди на сию… гору Нево, которая на земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую Я даю во владение сынам Израилевым; и умри на горе, на которую ты взойдешь” (Втор. 32, 48–50).  Согласно Преданию, Моисей, благодаря орлиному зрению, которым в последний миг наградил его Господь, не только увидел отсюда землю обетованную, но и был похоронен на этой же горе. Месторасположение могилы было указано в дальнейшем неизвестным пастухом, якобы получившим откровение. Правда, эта легенда противоречит утверждению Второзакония, которое гласит, что Моисей был похоронен в долине в безвестном месте. В любом случае, с тех давних пор на вершине горы Нево расположился храм. Уже в V в. в нем находилась мемориальная гробница Моисея, что, в общем-то, косвенно подтверждает откровение пастуха, но отнюдь не доказывает его. В VI и VII в. этот храм не один раз перестраивался и расширялся, пока, наконец, не стал монастырем.

Сегодня остатки храма Моисея накрыты металлическим тентом. А непосредственно перед ним не так давно был установлен символический посох Моисея. Флорентийский мастер Джанпаоло Фантони придал ему стилизованное изображение змеи — метафорическое отражение еще одной библейской истории. Когда после похорон брата Моисея Аарона на одной из гор в Петре израильтяне в очередной раз начали проявлять малодушие и недовольство своими блужданиями, Господь наслал на них за это ядовитых змей. Это подействовало, и израильтяне немедленно попросили прощения. “И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого-либо человека), ужаленный, взглянув на него, останется жив” (Числ. 21, 8). Кстати, именно за многочисленные роптания израильтян Господь и наказал Моисея, не дав ему ступить на землю, к которой он стремился в продолжении сорока лет.

Еще одним святым местом недалеко от Мадабы  считается небольшое селение Умм аль-Рассас. Здесь находится церковь во имя святого первомученика Стефана. Рядом сохранился 15-метровый столб — место подвига святого Симеона Столпника.

 * * *

Самым же важным святым местом в Иордании является Вади аль-Харрар, или Бетани (Вифания). В результате археологических исследований и раскопок, проводящихся здесь с 1996 г., недавно была получена новая важная информация о местности Бетани за рекой Иордан, где проповедовал Иоанн Креститель.

В Евангелии от Иоанна (1, 28) говорится о “Вифаваре при Иордане” как о месте, где Иоанн крестил в ранний период своего служения. Выражение “при Иордане” относится к восточному берегу реки. В более позднем упоминании того же самого места на восточном берегу (Ин. 10, 40) говорится, что Иисус “пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там”. В Евангелии от Матфея (3, 13) говорится, что Иисус пришел из Галилеи к Иордану для того, чтобы креститься от Иоанна, а в Евангелии от Марка (1, 9) — что Иисус пришел из Назарета и был крещен Иоанном в Иордане. Раскопки, проводившиеся в Иордании с 1966 г., обнаружили ряд древних мест, расположенных вдоль местности Вади аль-Харрар, которые были связаны с Иоанном Крестителем и крещением Иисуса.

Возле начала Вади аль-Харрар, вблизи монастырского комплекса “Лаура”, христианским паломникам традиционно показывают холм (по-арабски называемый Джабаль Map Элиас), с которого пророк Илия был вознесен на небо. Здесь можно увидеть святилище, привлекавшее паломников еще со времен средневековья. Об этом месте упоминает писатель Феодосий, писавший ориентировочно в 530 г.: “Место, где Господь мой крещен был, лежит на холме, называемом Аермон, откуда святой Илия вознесен был”.

Русский паломник Даниил Черноризец под впечатлением от этих мест писал в 1106 г.: “Недалеко от реки, на расстоянии полета двух стрел, находится место, откуда Илью Пророка в огненной колеснице вознесли на небо. Там же находится пещера святого Иоанна Крестителя. Красивый полноводный поток течет по камням к Иордану, вода очень холодна и хороша на вкус, эту воду пил Иоанн, когда жил в святой пещере”.

Таким образом, это место можно назвать поистине самым священным в Иордании, потому что здесь дважды, во времена Ветхого и  Нового Заветов, отверзлись небеса (вознесение пророка Илии на колеснице и Богоявление). Здесь нес свое божественное служение святой Иоанн Креститель (доныне течет источник, из которого он пил, и сохранились его пещерные келии), а также это место освящено подвигами великой угодницы Божией — преподобной Марии Египетской.

Недалеко от Мертвого моря на склоне горы Мукавир (древний Макайрос, где в одной из темниц дворца содержался Иоанн Креститель) в 1982 г. был открыт новый исторический библейский памятник — пещера Лота, бежавшего от погибели из наполненного грехами города. На этом месте остались следы древнего семиэтажного монастыря и руины храма с сохранившимися мозаичными полами VI–VII вв.

* * *

Петра (“розовый город”) является самой известной достопримечательностью Иордании. Туристы говорят: “Кто не видел Петры, тот не видел Иордании”. Город расположен в горах, которые в зависимости от времени суток окрашиваются в розовый, темно-красный, пурпурный или оранжевый цвета. Несколько легкообороняемых пещер в скалах дали начало городу-крепости. Петра встречает красотой и величием тех, кто, пройдя 1200 метров по узкому, шириной не более 5 метров, ущелью Сик, выходит к самому знаменитому сооружению Петры — сокровищнице. На вершине горы Джебель Харун (800 ступеней) расположена белокупольная гробница, в которой, по преданию, похоронен брат пророка Моисея — первосвященник Аарон. Здесь же, вобрав в себя красоту и тепло солнечных лучей, возвышается величественный монастырь. В этом городе-призраке, затерянном в сердце пустыни и обнаруженном европейцами лишь в 1812 г., помимо христианских храмов византийской эпохи сохранился камень у подножия скалы, из которой Моисей своим жезлом произвел воду (Исх. 17, 1–7), которая течет по сей день.

Обозревая всю историю Святой Земли, нельзя не отметить важность и значимость иорданских святынь для православного христианина. С библейских времен и до настоящего времени в Иордании продолжают существовать и развиваться христианские общины, которые являются важной частью духовного облика страны. Поэтому путешествие в Иорданию — это не просто посещение исторических мест, а приобщение к великому духовному источнику, оживотворяющему благодатью душу каждого человека.

 Игумен Аристарх (Лебедев), Константин Пилипчук

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu