Радуйся, Благодатная!
Это слова, обращенные посланником небес к Божией Матери. В них — сущность праздника Благовещения. Этими словами начинается наше спасение. Они возвещают миру тайну Боговоплощения, приносят известие небес о великой любви Божией к роду человеческому. Ныне Сын Божий Сыном Девы становится. На какую же высоту поднимается человеческое естество, особенно естество женское!
Бог принимает плоть и кровь человеческую, чтобы, став по всему, кроме греха, нам подобным, избавить нас от греха и смерти. Бог приходит на землю, чтобы нас возвести на небо. Об этом вещал Деве Марии Архангел. С тех пор слово радости было возвещено всему миру. С этим словом на устах и чувством в сердцах святые апостолы прошли всю вселенную. Чувством неземной радости исполнены страдания и подвиги святых мучеников и подвижников, которые в скорби радовались тому, что могут страдать ради Христа. Радостью озарена и наполнена вся наша Святая Церковь, которая всегда и всем несет весть радости. Эта радость дана Богом каждому человеческому сердцу и каждой душе.
Ныне в Лице Божией Матери человечество предоставило Сыну Божию свою плоть и свою кровь для того, чтобы Он, искупив и освятив эту плоть, восстановил союз между небом и землей, между Богом и человеком. Вместе с тем радость Благовещения уже есть началом крестной печали и страданий. Эта мысль прекрасно выражена в одном из древнерусских изводов иконы Благовещения, поражающей нас смелостью вдохновения. Эта икона именуется “Страстное Благовещение”. На ней Архангел Гавриил предстоит Божией Матери с крестом. Матерь Божия держит на руках Божественного Младенца, Который от этого явления как бы в испуге и трепете.
Страстное Евангелие, Страстное Благовещение! Священное Предание сообщает о том, что Божией Матери было и второе Благовещение — Крестное. В радости Архангелова благовестия скрывается крест, крестный путь, Симеоново предсказание: “Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец” (Лк. 2, 35).
Священное Предание свидетельствует, что Архангел Гавриил явился Божией Матери в тот момент, когда Она читала пророка Исаию. Она, конечно, знала, что пришедший в мир Сын Божий должен кровию Своею заплатить за наше избавление. С сознанием этого Она смиренно ответила Архангелу от лица всего рода человеческого: “Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему” (Лк. 1, 38). Тогда Она смиренно склонила Свою Пречистую голову под крест Сына Божия, Спасителя мира, возлюбив Бога и всех нас. Как нет любви без жертвенности и нет жертвенности без креста, так нет и радости совершенной без крестной скорби. Только за Голгофой следует неизреченная радость Воскресения.
Само пришествие в мир Сына Божия — это и радость, и начало жертвенности Божественной любви: “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3, 16). Вот свидетельство Божественной жертвенной любви. Благовестие Архангела Деве Марии есть начало этой любви.
Сын Божий приходит на распятие, смерть и вольное погребение, чтобы дать людям избавление и вечную радость. Архангел Гавриил возвещает ныне Божией Матери: “Радуйся!” (Лк. 1, 28). Через Нее это “радуйся” относится к каждому человеку, верующему во Христа и в Его Божественную любовь.
Переживая ныне евангельское событие — Благовещение, воскликнем Божией Матери вместе с Архангелом: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” Аминь.
Проповедь Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины
← Свеча милосердия | “Послужить вере православной...” 130 лет со дня рождения Александра Кошица → |
---|