Православные храмы

Свято-Троицкая церковь Ионинского монастыря

Первую деревянную Свято-Троицкую церковь в 1864 г. построил насельник…

Храм мученика Валерия Мелитинского (Гидропарк)

Храм во имя святого мученика Валерия Мелитинского располагается на…

Храм Рождества Христова (на Оболони)

Строительство храма началось в 2006 г. 5 октября 2007 года,…
Публикации

Преподобный Нестор Летописец

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х гг. XI в. в Киеве. Еще юношей он…

“Если выживу — стану священником”

Такой обет в Кандагаре дал Богу “афганец” Петр Квашнин. Он стал священником и…

Василий Никифоров-Волгин: Молнии слов светозарных

Любил дедушка Влас сребротканый лад церковно­славянского языка. Как заговорит,…

Соборование (Елеосвящение)

tainstvo_SoborovaniaТаинство Елеосвящения — одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарующее больному прощение забытых неисповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Это не напутствие на тот свет, но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, “многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6, 13).

Со всей определенностью и ясностью о Таинстве Елеосвящения говорит святой апостол Иаков: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви (т.е. собор священников, откуда и другое название Таинства — Соборование), и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14–15). Определенно, апостол говорит о Елеосвящении не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает на это врачебное средство как на уже существовавшее и общеизвестное, которым и заповедует пользоваться в случае болезней.

С XVII в. на Руси совершалось общее Елеосвящение над здоровыми во всех кафедральных соборах и монастырях. Но уже к концу XVIII в. совершение этого Таинства составляло частную особенность священнослужения только в Московском Успенском соборе и в некоторых монастырях. Происходило это один раз в году, в Великий Четверг.

Елеосвящение — это Таинство исцеления. Православный писатель XIX в. Евгений Поселянин писал: “Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к Соборованию”.

Таинство состоит из семикратного чтения Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божию благодать. После каждого чтения священники помазуют соборующимся лицо, руки и ноги.

Елей в Таинстве знаменует милость Божию и сострадание (вспомним притчу о милосердном самарянине), а добавляемое в него небольшое количество вина — Искупительную Кровь Спасителя. Кроме вина и масла верующие приносят с собой для совершения Таинства зерна пшеницы. Зерна символизируют зарождающуюся жизнь, а по смерти тела — воскресение.

После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает — как бы исцеляющую руку Самого Спасителя — на голову больного и при этом молит Господа о прощении всех его грехов.

Как связанное с очищением от грехов и достойным причащением, общее Елеосвящение совершается в те дни, которые христианами избираются преимущественно для исповеди и приобщения Святых Христовых Таин. Такими днями являются дни Великого поста. По традиции, общее Елеосвящение обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерие Великого Четверга или Великой Субботы.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu