Православные храмы

Храм Собора архангела Гавриила при ТРК «Глас»

Община домовой церкви начала формироваться с 2003 года, со времени…

Вознесенский храм Флоровского монастыря

Соборный храм Флоровского женского монастыря на Подоле. Памятник…
Публикации

Служить ближнему по образу Христа

Исполняя свою спасительную миссию, Церковь делает это не только в Таинствах,…

Шануй батька свого і матір свою...

Святий апостол Павел пише: “...нехай буде досконала Божа людина, до всякого…

“Ты мой сладкий грех”. Православный взгляд на поп-музыку

Если об антихристианской сущности рок-музыки в православной прессе сказано…

Понимание дается чистому сердцу

Беседа о Католичестве и Православии с юношей М. по просьбе его отца

Для начала хочу сказать,  что в самом основном, составляющем сущность христианства, мы с католиками объединены. Это вера в святую Троицу и в Христа как Богочеловека.

Что же в Католической Церкви является искажением Истины, в чем она отошла от полноты христианского вероучения? Это Filioque — догмат об исхождении Духа Святого и от Отца, и от Сына; догмат о примате и непогрешимости папы; Immaculata conceptio — догмат о непорочном зачатии Божией Матери; понятия чистилища, индульгенции, учение о человеке.

 Корень различия — “латинство”, унаследованное от формально и юридически мыслящего древнего Рима. Эта идея порядка отразилась прежде всего на том, что нас с католиками больше всего разделяет — на учении о Церкви.

В католичестве Церковь мистически обоснована и переживается верующими прежде всего как организация, а не как Организм. Организация во главе с папой-монархом. Это учение, введенное в III веке, и догмат о примате и непогрешимости папы как викария Христа (утвержденный на Ватиканском Соборе в 1870 г.) абсолютно чужды букве и духу Евангелия. Никакой связи между первенством Петра в апостольские времена и первенством и непогрешимостью папы в Католической Церкви во все последующие века нет.

Исторически же власть папы возникла вследствие первенствующего места Римского епископа как епископа столицы Римской империи. Это первенство чести, а не власти.

Сила власти, стройность структуры, рациональная ясность в богословии, юридизм в морали и церковных правилах, могущество Рима — все это создавалось и создается за счет соборной природы Церкви, где внутренняя свобода и любовь являются основными созидательными силами Церкви. Такое формально-юридическое понимание далеко от евангельского первохристианского и православного учения о Церкви как Организме, где соборное начало не отрицает иерархической структуры Церкви, но дает этой структуре надлежащее, а не первенствующее место.

Конечно, у нас в Православной Церкви много “нестроений”, которые почти немыслимы в католичестве, где власть централизована в руках папы (через голову епископов). Но не надо забывать, что “нестроения” были и в Древней Церкви и что побеждались они не через подчинение авторитету Римского первосвященника, а изживались и изживаются изнутри. И такое повиновение авторитету бывает часто внешним подчинением, не означающим внутреннего единства.

Католическое учение об Immaculata conceptio Божией Матери, принятое Католической Церковью в 1845 г., лишает Ее, а также Самого Христа полноты человеческой природы. По православному учению, согласному с Евангелием, Божия Матерь имела по Своей природе и рождению человеческое естество, но не имела личного греха. Приписывая Божией Матери сверхестественное рождение и изымая Ее этим из всего человеческого рода, Католическая Церковь этим самым не признает во Христе Богочеловечества, т.е. искажает самую сущность Христианства.

Filioque было прибавлено к Символу Веры в 589 году в местной церкви города Толедо (Испания). Император Карл Великий своим авторитетом ввел это дополнение в Риме только в XI веке. Это противоречит всем правилам Церкви, т.к. всякое добавление к Символу Веры может быть сделано только Вселенским Собором. Этот догмат Католической Церкви против слова Божия, т.к. ап. Иоанн приводит слова Христа: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Ин. 15, 26).

Таким образом, мы видим, что именно Православная Церковь сохранила неизменно и полностью чистоту Христова учения.

 Священник Александр Ельчанинов

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu