Православные храмы

Храм апостола и Евангелиста Марка (на Троещине)

Строительство храма апостола и Евангелиста Марка проходило весной и…

Храм великомученика Димитрия Солунского в Жулянах

Приходской храм села Жуляны. Самая старая деревянная церковь,…
Публикации

Пою Господу моему... О церковных канонах

В Древней Церкви словом “канон” называли все богослужение. Позже оно стало…

Унікальний стародрук XVII століття

В Національному художньому музеї України зберігається унікальний художній твір…

Петропавловский храм (о восстановлении исторической справедливости)

Чуть больше двух месяцев назад по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего…

Как становятся экстрасенсами. Рациональное объяснение успеха целителей

В последние годы вновь возрос интерес людей к практикам народного целительства. Однако наука всерьез исследовать этот общественный феномен не спешит.

Быть может, единственным ученым, который глубоко и давно исследует целителей, на всем постсоветском пространстве остается доктор медицинских наук Елена Карагодина, заведующая кафедрой социальной работы и практической психологии Академии труда и социальных отношений Украины. Врач-психиатр по образованию, она с 1995 года изучает феномен целительства.

 

— Какова цель вашего исследования?

— Мой интерес к целительству первоначально был сугубо профессиональным. Идея оценить психическое состояние целителей родилась на кафедре психиатрии факультета усовершенствования врачей Днепропетровского медицинского института еще в начале 90-х годов. Ее высказал заведующий кафедрой профессор Владимир Иванович Полтавец. Вначале нас интересовала суть переживаний целителей и их психиатрическая квалификация, а также диагностика психического состояния. То есть вопрос о том, можно ли квалифицировать состояние целителей как психическое расстройство.

Я обследовала 100 респондентов-целителей, которые проходили проверку своих способностей в экспертной комиссии Украинской ассоциации народной медицины, и 150 пациентов. Для сравнения была исследована группа пациентов психиатрического стационара с бредовыми расстройствами, в которых звучали идеи целительства.

— Можете ли вы нарисовать обобщенный психологический портрет целителя — какой это человек?

— Примерно так: человек средних лет, среднего образования, имеющий в прошлом драматический опыт жизненных утрат или травмирующих переживаний. Это могут быть тяжелая болезнь, утрата близких, тяжелое заболевание, потеря жизненных ориентиров и другие кризисные явления. Но этот человек нашел выход из тяжелой жизненной ситуации и стремится поделиться своим опытом с окружающими.

— Какие люди прибегают к их услугам?

— Ответ на этот вопрос не был целью исследования. Но меня интересовало, почему люди предпочитают обращаться к целителям, хотя имеют возможность получить медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения. Оказалось, что наиболее частыми пациентами целителей являются те, кто страдает хроническими заболеваниями и не удовлетворен медицинской помощью. В то же время пациенты, которые наиболее негативно оценивали результаты лечения в учреждениях здравоохранения, и у целителей не получили желаемого результата. Те люди, которые не ориентированы на активную позицию в процессе лечения, также не получили желаемого результата ни в учреждениях здравоохранения, ни у целителей.

— А чем определялся успех лечения у целителей?

— Мы установили, что большое значение для позитивной субъективной оценки результата лечения имело сходство мировоззрения пациентов и целителей. То есть, если сам человек верит, что причиной его болезни послужили сглаз или порча, то он скорее будет удовлетворен результатом целительства.

— Значит, по своей природе воздействие целителя скорее напоминает психотерапевтические процедуры, чем лечение в физическом смысле?

— В общем, взаимодействие классического врача-психотерапевта и его пациента тоже основано на сходстве представлений о причинах страданий и средствах их преодоления. Это своего рода игра, в которой ведущий-врач изначально признается более компетентным в проблемах ведомого-пациента. Их контакт нацелен на то, чтобы ведомый постепенно избавлялся от некомпетентности в отношении своей проблемы. Замените научные знания врача о болезни на миф о ее природе — скажем, болезнь от сглаза или порчи. Если пациент и целитель их разделяют, в остальном процесс взаимодействия примерно тот же. Теперь мне представляется, что мистическая или религиозная интерпретация событий становится подчас не менее врачующей и конструктивной, чем научно-материалистическая.

— Целительство представляет собой альтернативу научной медицине. Можете ли вы назвать психологические и социальные корни интереса к нему?

— Он имеет и локальные корни (социально-экономический кризис, утрата прежних жизненных ориентиров, проблемы в оказании медицинской помощи), и, несомненно, более общие. Мне представляется, что современное “экстрасенсорное” целительство можно рассматривать как проявление течения “Нового Века” — сложного социально-духовного и религиозного феномена, набравшего силу в странах Западной Европы и Северной Америки в 70-х годах ХХ века. Многие исследователи считают, что это также и реакция на значительное развитие медицинских технологий, на технологизацию медицины, в то время как практики целителей остаются традиционными, личностно и культурально ориентированными.

— То есть многих людей не устраивает слишком сложная, недоступная пониманию обычного человека медицина?

— Система профессиональной подготовки неизбежно приводит к тому, что врачи не только говорят на особом, непонятном большинству языке, они и думают не так, как их пациенты. Иное дело целители — они и говорят, и думают, как пациенты. Они живут в том же окружении и разделяют мифы своих клиентов о причинах страданий и способах их преодоления. Поэтому услуги целителей всегда будут востребованы. Более того, всегда будет существовать некоторое количество людей, которые предпочтут услуги целителей помощи официальной медицины.

 А. Н.

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu