Православные храмы

Храм Владимирской иконы Божией Матери (прихода мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Лукьяновке)

Первую Литургию под открытым небом на фундаменте будущего храма…

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в областной больнице)

Первая Литургия совершена в июне 1999 г. Храм размещается в…

Храм мученика Трифона (на Троещине-Вигуровщине)

Село Милославичи впервые упоминается под 1396 г. В XVI в., когда…
Публикации

Крест Пресвятой Богородицы

Двадцать веков прошло с того дня, когда Дева Мария на руках Своего Сына была…

Роль Церкви в современном обществе

Наша эпоха — время столкновения противоположностей, политических споров,…

Почитание святителя Димитрия Ростовского. К 250-летию со дня прославления

В 2007 году Православная Церковь отметила 250-летие со дня прославления в лике…

Как становятся экстрасенсами. Рациональное объяснение успеха целителей

В последние годы вновь возрос интерес людей к практикам народного целительства. Однако наука всерьез исследовать этот общественный феномен не спешит.

Быть может, единственным ученым, который глубоко и давно исследует целителей, на всем постсоветском пространстве остается доктор медицинских наук Елена Карагодина, заведующая кафедрой социальной работы и практической психологии Академии труда и социальных отношений Украины. Врач-психиатр по образованию, она с 1995 года изучает феномен целительства.

 

— Какова цель вашего исследования?

— Мой интерес к целительству первоначально был сугубо профессиональным. Идея оценить психическое состояние целителей родилась на кафедре психиатрии факультета усовершенствования врачей Днепропетровского медицинского института еще в начале 90-х годов. Ее высказал заведующий кафедрой профессор Владимир Иванович Полтавец. Вначале нас интересовала суть переживаний целителей и их психиатрическая квалификация, а также диагностика психического состояния. То есть вопрос о том, можно ли квалифицировать состояние целителей как психическое расстройство.

Я обследовала 100 респондентов-целителей, которые проходили проверку своих способностей в экспертной комиссии Украинской ассоциации народной медицины, и 150 пациентов. Для сравнения была исследована группа пациентов психиатрического стационара с бредовыми расстройствами, в которых звучали идеи целительства.

— Можете ли вы нарисовать обобщенный психологический портрет целителя — какой это человек?

— Примерно так: человек средних лет, среднего образования, имеющий в прошлом драматический опыт жизненных утрат или травмирующих переживаний. Это могут быть тяжелая болезнь, утрата близких, тяжелое заболевание, потеря жизненных ориентиров и другие кризисные явления. Но этот человек нашел выход из тяжелой жизненной ситуации и стремится поделиться своим опытом с окружающими.

— Какие люди прибегают к их услугам?

— Ответ на этот вопрос не был целью исследования. Но меня интересовало, почему люди предпочитают обращаться к целителям, хотя имеют возможность получить медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения. Оказалось, что наиболее частыми пациентами целителей являются те, кто страдает хроническими заболеваниями и не удовлетворен медицинской помощью. В то же время пациенты, которые наиболее негативно оценивали результаты лечения в учреждениях здравоохранения, и у целителей не получили желаемого результата. Те люди, которые не ориентированы на активную позицию в процессе лечения, также не получили желаемого результата ни в учреждениях здравоохранения, ни у целителей.

— А чем определялся успех лечения у целителей?

— Мы установили, что большое значение для позитивной субъективной оценки результата лечения имело сходство мировоззрения пациентов и целителей. То есть, если сам человек верит, что причиной его болезни послужили сглаз или порча, то он скорее будет удовлетворен результатом целительства.

— Значит, по своей природе воздействие целителя скорее напоминает психотерапевтические процедуры, чем лечение в физическом смысле?

— В общем, взаимодействие классического врача-психотерапевта и его пациента тоже основано на сходстве представлений о причинах страданий и средствах их преодоления. Это своего рода игра, в которой ведущий-врач изначально признается более компетентным в проблемах ведомого-пациента. Их контакт нацелен на то, чтобы ведомый постепенно избавлялся от некомпетентности в отношении своей проблемы. Замените научные знания врача о болезни на миф о ее природе — скажем, болезнь от сглаза или порчи. Если пациент и целитель их разделяют, в остальном процесс взаимодействия примерно тот же. Теперь мне представляется, что мистическая или религиозная интерпретация событий становится подчас не менее врачующей и конструктивной, чем научно-материалистическая.

— Целительство представляет собой альтернативу научной медицине. Можете ли вы назвать психологические и социальные корни интереса к нему?

— Он имеет и локальные корни (социально-экономический кризис, утрата прежних жизненных ориентиров, проблемы в оказании медицинской помощи), и, несомненно, более общие. Мне представляется, что современное “экстрасенсорное” целительство можно рассматривать как проявление течения “Нового Века” — сложного социально-духовного и религиозного феномена, набравшего силу в странах Западной Европы и Северной Америки в 70-х годах ХХ века. Многие исследователи считают, что это также и реакция на значительное развитие медицинских технологий, на технологизацию медицины, в то время как практики целителей остаются традиционными, личностно и культурально ориентированными.

— То есть многих людей не устраивает слишком сложная, недоступная пониманию обычного человека медицина?

— Система профессиональной подготовки неизбежно приводит к тому, что врачи не только говорят на особом, непонятном большинству языке, они и думают не так, как их пациенты. Иное дело целители — они и говорят, и думают, как пациенты. Они живут в том же окружении и разделяют мифы своих клиентов о причинах страданий и способах их преодоления. Поэтому услуги целителей всегда будут востребованы. Более того, всегда будет существовать некоторое количество людей, которые предпочтут услуги целителей помощи официальной медицины.

 А. Н.

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu