О монашестве и монастырях
В первые времена христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие. Но среди верующих находились многие, которые искали высшего подвига.
Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие, по примеру Божией Матери, Св. Иоанна Предтечи, апостолов Павла, Иоанна и Иакова, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Таких людей называли аскетами, т. е. подвижниками.
С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни, и там, вдали от мира с его соблазнами, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.
Так было положено начало монашеству, т. е. иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни. Иноческая жизнь — удел немногих избранных, имеющих призвание, т. е. непреодолимое внутреннее желание монашеской жизни, всецело посвященной служению Богу. Как и сказал о том Сам Господь: “…Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19, 12).
Св. Афанасий говорит: “Два суть чина и состояния в жизни: одно — обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т. е. супружество; другое — ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т. е. девство или состояние иноческое”. Прп. Нил Росанский говорил: “Монах есть ангел, а дело его есть милость, мир и жертва хваления”.
Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое решение: “отречься от мира”, т. е. отказаться от всех земных интересов, развивать в себе силы духовной жизни, во всем исполняя волю своих духовных руководителей, отказаться от своего имущества и даже от старого имени. Инок берет на себя добровольное мученичество: самоотречение, жизнь вдали от мира среди трудов и лишений.
Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Цель иночества — приобретение нравственной духовной силы для спасения души. Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру; оно охраняет мир своими молитвами, духовно окормляет его и предстательствует за него, т. е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.
Родиной монашества считается Египет, а отцом и основоположником — прп. Антоний Великий. Он был основателем отшельнического иночества, которое состояло в том, что каждый инок жил отдельно в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам в пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и проч.). Но все они находились под руководством одного начальника или наставника — аввы (что значит “отец”).
Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям на общую пользу, и подчинялись одним правилам, одному порядку, так называемому уставу. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали называться игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается прп. Пахомий Великий.
Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу. У нас иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями его были прпп. Антоний и Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.
Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. В каждом монастыре установился свой распорядок жизни, свои правила, т. е. свой монастырский устав.
Монашество могут принимать и женщины с такими же точно правилами, как у монахов-мужчин. Женские монастыри существуют с древности.
Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты. Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т. е. право ношения рясы и скуфии, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.
Само иночество заключает в себе две степени: малый и великий образы (образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая схима и великая схима.
При вступлении в монашество, над иноком совершается последование малой схимы, в которой он дает обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы, в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает ему крестообразно волосы, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело служению Богу.
На принявшего малую схиму надевают параманд (параманд — небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией — длинным плащом без рукавов. На голову надевают клобук (так называется камилавка с длинным покрывалом — наметкой). В руки даются четки с нанизанными шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах. В заключение пострига дается в руки новопостриженному крест и свеча, с которыми он стоит всю литургию до самого Св. Причастия.
Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. В облачении также есть изменения: вместо парамана надевают аналав (особый плат с крестами), на голову вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи.
Если монах поставляется в игумены монастыря, то ему дается жезл (посох). Жезл — знак власти над подчиненными, знак законного управления братией (монахами). Когда игумена возводят в архимандриты, его облачают в мантию со скрижалями. Скрижали — это четырехугольники из материи красного или зеленого цвета, нашитые на мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит сам живет и руководит братией по заповедям Божиим. Кроме того, архимандрит получает еще палицу и митру. Некоторые из архимандритов поставляются на высшую степень священства — в епископы.
Окормляя ближних духовно, иноки не отказывались служить и временным их нуждам. Добывая себе трудами еду, они делились средствами пропитания с неимущими.
Но главная неоценимая заслуга иноков для общества — непрестанная, творимая ими, молитва о Церкви, отечестве, о живых и умерших.
Святитель Феофан Затворник говорит: “Иноки — это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях особенно процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения”. Поистине, монастырь — неиссякаемый источник назидания для мирян.
Подготовил архимандрит Иларий (Шишковский)
← “Блаженни милостивии” | Святитель Афанасий — заступник земли Слобожанской → |
---|