Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в Военной части № 3066)

Храм размещается на территории Военной части № 3066 управления…

Храм сорока мучеников Севастийских (в 5-й больнице Святошинского района)

Первая служба (молебен с водосвятием) была совершена 9/22 марта 1999…

Храм преподобного Моисея Угрина (при Центре эндокринной хирургии)

Храм находится на территории Украинского научно-практического центра…
Публикации

О страстной седмице

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед…

“Вместе идущие”. Столичный храм святителя Феодосия Черниговского

На православной карте столицы храм Феодосия Черниговского появился неслучайно.…

Одна бабка сказала, или что в Церкви нужно пропускать мимо ушей

Предрассудки давно живут самостоятельной жизнью — полнокровной и независимой. Можно только удивляться, как люди привязаны к бесконечной чреде придуманных ими же запретов и предписаний, как бережно хранят их, передавая из уст в уста…

Наверняка каждый, кто переступал порог православного храма, имел удовольствие выслушать от благообразных старушек на лавочках всю правду о себе, своем внешнем виде и даже, иногда, о своих родственниках. “Наши незабвенные бабушки” — так ласково назвал один московский священник это яркое и уникальное явление в Православной Церкви. Особенно страдают от него те, кто впервые приходит в храм, цокая высокими каблучками или шурша модными джинсами. Наши незабвенные бабушки не просто недремлющие, непримиримые, неумолимые и беспощадные. Они воспринимают церковь как уже занятое ими место под солнцем, куда “посторонним” (т. е. не отвечающим их представлениям о благопристойности) вход воспрещен. И потому не только свято блюдут все установленные здесь порядки, но еще и “выживают” новичков, якобы угрожающих устоявшимся традициям и потому чрезвычайно вредных.

 

Суеверие усердия

Главенствующую роль в создании и распространении всевозможных суеверий и предрассудков играют именно бабушки. Они являются устными источниками информации и, как старожилы, пользуются у верующей части населения огромным доверием. Люди, вместо того, чтобы общаться с Богом, слушать священника, переключаются на внешнюю сторону, и пребывание в церкви, благодаря усердию “блюстительниц порядка”, превращается в нервное исполнение необходимых магических действий. Все богослужение и требы обрастают массой необъяснимых и бессмысленных ритуалов, действий и противодействий, заглушающих истинный смысл.

Так, в одном селе под Киевом местные прихожанки считают, что в церковный двор можно заходить только через центральные ворота, но никак не через боковую калитку. Почему, спрашивается? И отчего нельзя в храме просто поставить свечу, перекрестившись и прочитав молитву, а нужно обязательно сделать это определенной рукой, с определенной стороны, чтобы свет падал так-то, и к иконе нужно стоять таким-то боком.

 

Гроб на чердаке

Суеверия опутали абсолютно все сферы нашей жизни. Но самые неординарные из них касаются смерти и похорон. Многие считают, что если к умирающему позвать священника для исповеди, соборования и причастия, то человек после этого обязательно умрет. Родственники из лучших побуждений — дабы “не травмировать” тяжелобольного — не приглашают батюшку, а когда зовут, бывает уже поздно. И человек из-за таких вот ошибочных представлений отправляется в мир иной неподготовленным.

Наряду с очень опасными для спасения души поверьями можно встретить и просто смехотворные. Иногда человек заранее готовит себе гроб, который, как правило, хранится на чердаке. Считается, что пустой гроб, сделанный по меркам владельца, постепенно начинает “тянуть” его в себя.

И поэтому человек быстрее уходит из жизни. Чтобы этого не произошло, в гроб нужно насыпать опилки, стружки, зерно. После смерти человека все это нужно закопать в яму. А если таким зерном кормить домашнюю птицу — она станет болеть. Удивительные наблюдения!

А еще говорят, что стружки, оставшиеся после изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать. Интересно, почему? Также удивляет и наставление не касаться себя руками при виде покойника, иначе на местах прикосновения появятся опухоли; не стирать, не подметать, если в доме покойник; здороваться только поклоном головы, а не голосом и т. д и т. п. Встречаются и вовсе нелепые вещи: во время похорон нельзя грызть семечки — будут болеть зубы. Как будто кто-то на похоронах это делает!

 

Из храма — к гадалке

Все суеверия и предрассудки растут из языческого сознания, которое по-настоящему не верит в Бога, не доверяет Ему, пытается подстраховаться. Люди могут ходить в храм так же часто, как к гадалкам и знахарям, признавая за Богом право “жить на небе”, а земные дела предпочитая решать своими силами.

Такие “двоеверцы” приходят в храм и спрашивают у служителей, на каком из подсвечников поставленная свеча будет “лучше работать”. Эти люди знают, что нельзя стоять в церкви скрестив руки, потому что перекроются энергетические каналы, идущие через купола из космоса, и тогда может пошатнуться здоровье. Эти люди знают, что если поп в черной рясе переходит дорогу, то будет несчастье, поэтому нужно его обойти. Хотя естественное желание верующего было бы подойти к священнику под благословение.

“Православные”, которые относятся к Церкви как к одному из средств улаживания дел, после богослужения преспокойно идут к знахарю, у которого в доме полным-полно дорогих красивых икон. А потом тот же знахарь идет в храм и подолгу стоит у чудотворных православных святынь, чтобы “подзарядиться” энергией.

Суеверия и предрассудки крепко-накрепко вплелись в нашу повседневную жизнь. Тем более обидно, что еще и утешение наше — Церковь, которая “не от мира сего”, оказывается впутанной в порождения примитивного человеческого ума. Пускай мы не выносим мусор и не одалживаем деньги после захода солнца, но венчаться, крестить детей, исповедоваться и причащаться хочется без комментариев посторонних, без “поверий” и “пророчеств”. Ступать на рушник должны оба одновременно и без раздумий о том, кто будет главой семьи. Крестить ребенка может и незамужняя девушка, и младенец при этом не заберет себе ее счастья. И все равно, через какие врата заходить в церковь. Главное, что идем мы к Богу, Ему одному поклоняемся и Его одного славим.

 

Суеверия, которые можно в храме услышать, но не нужно слушать:

. Свечу нельзя передавать или ставить левой рукой, только правой, а не то Бог накажет.

. Если свеча, поставленная человеком, погасла — у него будет несчастье.

. Опаливать нижний конец свечи для устойчивости на подсвечнике — смертный грех.

. Нельзя гасить догорающую свечу пальцами, а только переворачивая, тушить о подсвечник.

. Если переставлять поставленные кем-то свечи — можно отнять счастье у тех, кто их ставил.

. Есть свечи “заздравные”, а есть “заупокойные”, — и путать их ни в коем случае нельзя, не то будет беда.

. Если на венчании упала свеча или обручальное кольцо — или жизнь в браке будет несчастливой, или один из супругов рано умрет.

. Если в храме трещат лампады у икон — кто-то наводит порчу на прихожан.

. В храме женщине нужно находиться с покрытой головой, потому что к ее волосам бесы цепляются.

. Если есть проблемы с желудком, лучшее средство — Причастие. Оно же помогает и при низком гемоглобине.

Александр Андрущенко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu