Православные храмы

Воскресенский храм на Печерске (Афганская церковь)

Церковь Воскресения Христова. Бывший приходской храм Печерского…

Храм иконы Божией Матери «Всецарица-Пантанасса» (в 9‑й больнице, на Сырце)

В 1869 г. на просторной загородной территории у реки Сырец от…

Храм Феодоровской иконы Божией Матери (в НИИ нейрохирургии АМН)

С 1998 г. в НИИ нейрохирургии АМН совершалось чтение акафиста перед…
Публикации

Православная исповедь и ее психологические основы

В последнее время многие опытные педагоги стали замечать, что значительная…

Современные притчи и “письма к себе”. Обзор конкурсных работ кинофестиваля “Покров–2008”

Как уже писала “Церковная православная газета”, с 10 по 14 октября в киевском…

Защищать свое Отечество

Патриотическое воспитание детей и юношества имеет на Руси давнюю традицию,…

Священник Петр Коломийцев: “Чаще всего инвалиды своими страданиями искупают чужие грехи”

Красота православного богослужения и мелодичность молитвенных текстов благоприятно воздействуют на человеческую душу.

В связи с этим большой интерес представляет вопрос, как приобщаются к этой красоте люди, лишенные возможности видеть, слышать и говорить? О том, как осуществляется проповедь Слова Божиего среди инакоодаренных людей, мы попросили рассказать преподавателя Московского богословского института в честь святого апостола Андрея Первозванного священника Петра Коломийцева, который имеет опыт работы со слепыми и глухонемыми прихожанами.

 

— Отец Петр, Вы долгое время работаете со слепыми и глухонемыми прихожанами православных храмов. Что побудило Вас заняться этой проблемой?

— Хотелось, чтобы православный храм стал местом, где бы их понимали. Ведь эти люди имеют ограниченный круг общения, поэтому необходимо открыть двери храмов, где они могли бы понять смысл богослужения, почувствовать себя равными среди прочих прихожан. И эта задача важна не менее, чем проповедь Священного Писания среди непросвещенных народов.

С этой проблемой я столкнулся в собственной жизни, когда моя бабушка потеряла слух, и хорошо понимаю, как тяжело общаться с людьми, так сказать, “выключенными” для общественной жизни. Отрадно, что для многих из этих людей храм становится не только домом молитвы, но и местом общения. Многие слышащие люди в нашем приходе выучили язык жестов, а одна женщина, потерявшая слух в возрасте пятидесяти двух лет, даже стала сурдопереводчиком.

 

— Несут ли православные христиане ответственность за инакоодаренных людей?

— Наша миссия в том и состоит, что мы помогаем им чувствовать себя полноценными людьми. Они же не дают нам забыть о нашем христианском призвании. Православная Церковь учит, что эти люди своими страданиями искупают чужие грехи. Необходимо понимать, что инвалиды “на своих плечах” несут тяжесть каких-то наших ошибок.

 

— Слепые лишены возможности видеть красоту богослужения, а глухонемые — слышать прекрасные напевы молитвенных текстов. Но ведь мы говорим, что Господь создает всем равные возможности для богопознания. Не скрывается ли здесь противоречие?

— Православная Церковь обладает удивительными возможностями, благодаря которым благодать передается любыми путями. Если человек не может видеть красоту службы, то может слышать молитвенные тексты, если не слышит, то видит все, что происходит в храме. В этом отношении православное богослужение универсально — даже для слепоглухих. Так, в Троице-Сергиевой Лавре в Москве расположен интернат для таких инакоодаренных детей. Вспоминаю, как у меня начинался диалог с ними.

К счастью, кроме того, что помощники переводили мою речь на язык жестов, я и сам владею искусством такого общения. Слушатели также отвечали мне “пальцевой азбукой”, а еще трогали мою рясу, им почему-то хотелось, чтобы я дотронулся до них, покрыл рукавом их голову, кто-то просил накрыть его епитрахилью. Прощаясь со мной, они говорили: “Мы понимаем, что такое красота и благодать, потому что все это чувствуем”. Православная Церковь обладает уникальным богатством и обширными возможностями вербального общения, поэтому нельзя сказать, что Господь лишил слепоглухих возможности приобщиться Его благодати. Жаль только, что у нас нет института социальной диаконии, ведь неразумно рассчитывать лишь на внутреннее вдохновение, когда уже имеется многолетний фундаментальный опыт деятельности в этой области.

 

— Что подразумевается под понятиями “литургия для слепых” и “литургия для глухонемых”?

— Что касается слепых, то для них отдельной Литургии нет. Литургия для незрячих должна обладать несколькими признаками: громкое внятное пение, ясное чтение, человек, ответственный за то, чтобы слепой прихожанин без особого труда нашел удобное место. Но главная проблема — с целью помочь им добраться до места богослужения и организация транспорта для незрячих.

Что же касается глухонемых, то, как правило, не хватает средств для приобретения бегущей строки. Поэтому мы занялись переводом богослужебных текстов на язык жестов. К этой деятельности мы привлекли сурдопереводчиков, которые на фоне звучания хора переводят богослужебные тексты. А начал эту деятельность протодиакон Новодевичьего монастыря отец Павел Трошкин.

 

— Несмотря на то, что богослужение уже приспособлено для нужд слепых и глухонемых, далеко не все называют этих людей полноправными прихожанами…

— Напротив, многие из этих людей привели в Церковь своих родных и близких, и многие из них даже получили богословское образование в духовных семинариях. Более того, сейчас в Москве уже есть один диакон из слабослышащих. Это лишает оснований рассуждения о духовной ущербности этих людей.

 

— Скажите, какого рода церковные послушания могут нести эти люди?

— Как это ни парадоксально, но среди незрячих и слабослышащих есть профессиональные иконописцы, специалисты, изготавливающие прекрасные священнические облачения, а также замечательные педагоги, которые, кроме церковных послушаний, преподают основы православной культуры в спецшколах.

 

— Не кажется ли Вам, что люди почему-то побаиваются инвалидов?

— Главная причина того, что эта категория людей чувствует себя одиноко, в том, что мы не готовы с ними общаться. Это связано с тем, что мы слишком долгое время жили, не замечая инвалидов, думая, что есть специальные места, где за ними ухаживают. Только сейчас стали появляться отдельные приспособления для инвалидов, но вводятся они как элементы евростандарта, а не социальной защиты граждан.

 

— Часто неверующие люди, получая серьезные травмы, впадают в уныние, а то и вообще разочаровываются в жизни. Как в подобных случаях ведут себя православные верующие, потерявшие зрение или слух?

— Как правило, у людей, получивших травму, независимо от того, светские они или верующие, возникает много вопросов. Почему? За что? Как Бог, будучи милосердным, мог это допустить? Преимущество же верующих людей в том, что Православная Церковь может найти необходимые слова утешения. То, что один болен, а другой здоров, не дает нам оснований полагать, что Бог несправедлив — Его справедливость состоит в том, что Он любит всех одинаково. Нужно просто суметь объяснить, что если какая-то часть жизни (телесная) ему не доступна, это совершенно не значит, что от него скрыта другая ее часть — духовная. Не всем можно ответить: “Бог тебя испытывает”. Поэтому учить пастырей тем словам, которые следует говорить несчастному человеку, нужно еще на семинарской скамье.

 

— Скажите, пожалуйста, как проходит процесс воцерковления таких людей?

— Очень хорошо, если приходской священник готов работать с инвалидами, а еще лучше, когда в общине есть уже такие люди — они могут морально поддержать новичков, помочь им лучше понять смысл богослужения и лекций священника.

 

— И, наконец, что бы Вы хотели пожелать инакоодаренным людям?

— Прежде всего, хочется пожелать, чтобы мы бережнее и внимательнее относились друг к другу. Ведь, несмотря ни на что, мы все равны перед Богом. Как говорил преподобный Серафим Саровский: “Избыток дан человеку не для того, чтобы он гордился им, но чтобы помогал нуждающемуся восполнить его недостаток”.

Беседу вел Александр Андрущенко

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu