“Возложи на Господа заботы твои”
На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви
?Сектанты говорят, что детей крестить нельзя, потому что человек должен креститься осознанно. Какова точка зрения Православной Церкви на этот счет?
Крещение — установленное Самим Господом Иисусом Христом спасительное Таинство, в котором верующему при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, Сына и Святого Духа невидимо подаются дары Святого Духа, освобождающие его от первородного греха и возрождающие к духовной жизни, согласно словам Спасителя: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти
в Царствие Божие” (Ин. 3, 5).
Крещение для христиан служит своего рода дверью, вводящей в дом Отца Небесного — Его святую Церковь. Не принявший Таинства Крещения не может получить остальные Святые Таинства. Это является обязательным условием принятия в Церковь Христову.
Исходя из важности этого Таинства, Православная Церковь всегда заботилась о приобщении младенцев Крещением ко Христу.
Противники Крещения младенцев приводят в качестве одного из основных аргументов слова ап. Петра о том, что Крещение — это сознательное обещание крещаемого Богу доброй совести (см.: 1 Пет. 3, 21), а младенцы не могут этого сделать. Но обещание, как и само Крещение, не цель, а средство. Целью же является Дар Святого Духа. Спасительной является благодать Таинства Крещения. А о том, что дети способны принимать благодать Божию, Священное Писание свидетельствует многократно. Так, например, еще в Ветхом Завете Господь говорит о пророке Иеремии: “Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя” (Иер. 1, 5). В Новом Завете об Иоанне Крестителе говорится, что он исполнился Святого Духа “еще от чрева матери своей” (Лк. 1, 15). Сам Спаситель свидетельствовал об этом, благословляя детей и возлагая на них руки (см.: Мк. 10, 16).
Естественно, младенцы не могут давать обетов Богу и сознательно участвовать в Таинстве Крещения. В Православной Церкви это обещание дают за них восприемники. Они же обязуются воспитывать детей в послушании вере Евангельской. О том, что вера приносящих может служить залогом для действия благодати Божией, имеется множество примеров в Евангелии: так, Иисус Христос исцелил расслабленного по вере принесших его (см.: Мк. 2, 5), по вере родителей Спаситель исцелял детей хананеянки (см.: Мк. 7, 25), Иаира (см.: Мк. 5, 41). По вере римского сотника был исцелен его слуга (см.: Мф. 8, 6–13).
Свидетельством того, что Крещение младенцев является обычной практикой со времен апостольских, являются также места из Священного Писания, где говорится о крещении целых семейств, в которых наверняка были и дети: “крестилась она (Лидия) и домашние ее” (Деян. 16, 15), темничный страж “крестился сам и все домашние его” (Деян. 16, 33). Ап. Павел крестил дом Стефаниев (см.: 1 Кор. 1, 16).
О том, что восприемники при Крещении младенцев были еще в раннехристианские времена, свидетельствует в своих произведениях учитель ІІ века Тертуллиан.
Рассматривая Таинство Крещения как преемственность ветхозаветного обряда обрезания, согласно словам ап. Павла, говорящего о Спасителе: “В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым” (Кол. 2, 11), и видя в этом тот же смысл Завета
с Богом, следует указать, что, согласно Закону, обрезание производилось на 8-й день по рождении ребенка. Становится понятным, почему апостолы не рассматривали отдельно вопросы детского крещения. Для них было естественным, что младенец практически с момента появления на свет вступал в Завет. И если бы это изменение было необходимо, как, например, в случае с отменой обряда обрезания и постановления о пище для христиан из язычников на Иерусалимском Апостольском Соборе 51 г., то оно обязательно было бы отмечено.
Мнение о том, что к Таинству Крещения следует допускать только взрослых по их личной вере в Бога, было развито одним из сподвижников лидера движения Реформации Мартина Лютера — Николаем Шторхом — не ранее 1518 г. Оно было одним из доводов в полемике, направленной против католического вероучения, и не имеет под собой авторитета апостольской традиции.
?Один из моих родственников решил перейти из раскола в Православие. Подскажите, куда ему лучше обратиться и как поступить в этом случае?
Прежде всего, вашему родственнику следует четко выяснить для себя те причины, по которым он решил перейти из раскольнической общины в Православную Церковь. Потому что переход из одной религиозной общины в другую — это не смена декораций или одежды, это серьезный жизнеопределяющий шаг, от которого зависит участь человека в вечности. В наше время многие, увлекаясь чисто внешними вопросами и плохо разбираясь в духовных, меняют свою конфессиональную принадлежность, не понимая, что играют собственным спасением.
И в основе такого шага должен быть не сиюминутный порыв, вызванный какими-либо внешними факторами, такими, как личная обида или недовольство внешними условиями жизни прежней общины.
Основанием для такого серьезного шага должна служить осознанная вера в то, что переходя в лоно Православной Церкви, человек присоединяется именно к той “Единой Соборной и Апостольской Церкви”, которую основал Сам Господь Иисус Христос, и которая в целости и неповрежденности сохранила Его учение и является носительницей Божественной спасающей благодати Святого Духа.
Следующим шагом человека, желающего присоединиться к Святой Церкви, должно быть обращение
к представителям ее священноначалия. Священник, в зависимости от того, к какому именно из отпавших от Церкви обществ принадлежит обращающийся, принимает решение о возможном чине, через который будет присоединен к Церкви ваш родственник.
?Как быть, если по каким-то уважительным причинам человек не может прийти на Пасхальную службу в храм и остается дома?
Воскресение Христово для любого православного христианина “праздников праздник и торжество из торжеств”. И каждый, считающий себя верующим, стремится в этот день попасть в храм.
Но иногда жизненные обстоятельства препятствуют этому. В такой ситуации верующему ни в коем случае не стоит впадать в уныние. Помня слова Спасителя о Промысле Божием, о том, что “без воли Отца” (Мф. 10, 29) ничего не может произойти в мире, мы должны всегда, во всех затруднительных обстоятельствах своей земной жизни, возлагать свое упование на Бога, как говорит псалмопевец Давид: “Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя” (Пс. 54, 23).
Святые отцы говорили и доказывали истинность своих слов своим житием: “Бог местом не объемлется”. И если есть на то воля Божия, и человек не может посетить в этот день храм, то радость праздника Воскресения Христова от этого не должна омрачаться. Как Христос пришел в наш мир для каждого, так и радость победы Спасителя над грехом и смертью, выраженная в Его Воскресении, даруется всему человечеству.
Цель христианской жизни — это стремление к пребыванию с Богом. Достигается это нравственным преображением человека, его совершенствованием. Верующий человек всегда находит для себя утешение в молитве, чтении Слова Божия и духовного наследия святоотеческой литературы. Уместно это и в данном случае. Что касается трансляции в СМИ Пасхального богослужения, то оно, преследуя благие цели катихизаторской направленности, все же не может заменить пребывание в храме, и верующий человек понимает эту разницу.
← Священник Петр Коломийцев: “Чаще всего инвалиды своими страданиями искупают чужие грехи” | Мир вам! → |
---|