Познавательные способности души в “Мистагогии” прп. Максима Исповедника
“Мистагогия” (букв. “тайно-водство”) — трактат о Боге, мире, Церкви, человеке и об их внутренней связи.
Простейшей триадой, с помощью которой анализируется любое сущее, являются сущность, сила, деятельность. Максим Исповедник утверждает, что сущность и природа тождественны, поскольку под ими обоими понимается нечто общее, универсальное. Триаду можно упростить до двоицы категорий “сущность — энергия”. Явление сущности есть и ее сила и ее энергия. В Боге все силы — энергийны, актуальны.
Если же рассматривается сотворенная сущность в горизонте ее происхождения и цели ее развития, то к ней применяется параллельная вышеупомянутой триада “происхождение, движение, покой”. Вещи не вечны, но происходят в бытии или путем происхождения (живые организмы), или путем творения (предметы искусства). Мир не может не меняться — он весь в развитии, что и выражает термин “движение”. Полное осуществление завершается в покое как достижение цели. Всеобщей целью всего развития мира является Бог.
Мысль св. Максима предельно проста: везде в мире мы находим движение, но не находим ничего, что движется само по себе, что есть начало всего движения, его причина. Следовательно, такая причина — вне мира и тождественна с причиной существования мира.
Теория Логоса
Все вещи одной природы или сущности определяются логосом бытия, который у св. Максима еще называется логосом сущего, логосом природы. Логос бытия — это мысль и воля Бога о сущности того или иного сотворенного сущего, в соответствии с которым это последнее и было сотворено. Логос есть принцип — как самой сущности, так и ее существования, и ее движения, и ее энергии, и ее причастности к Богу. Каждый общий логос сущности включает подчиненных ему момента:
1) логос бытия — принцип прихода сущности в бытие и сохранения ее существования. Реализация этого логоса не зависит от сущности, ведь человек или вещь не выбирают: рождаться или нет;
2) логос благобытия — принцип движения каждого бытия, а значит, в отношении к человеку — “регулятивный принцип морального действия и воли”. Реализация или нереализация этого логоса находится целиком в нашей власти;
3) логос вечнобытия, или обожения. Обожение — дар Божий и не зависит от человека; реализация своих энергий (действий) в добродетельной жизни, познании любви и молитве — условие возможности обожения для человека, но не гарантия того, что оно обязательно произойдет.
Душа человека есть нечто, некоторая сущность. Как у всякой сущности, у нее должны быть сущностные силы. В сущности души есть мыслящая и жизненная сила. Если рассматривать мыслящую силу как нечто самостоятельное, своего рода сущность, то в ней можно выделить созерцательную и практическую способности, называемые умом и разумом. Энергией ума является мудрость, энергией разума — рассудительность. Важна роль ума в управлении жизненной силой. Жизненная сила оживляет человеческое тело, а разум управляет ею, а значит, и телом. Мудрость — это актуальное состояние ума, стремящегося к своему концу — Богу.
Преподобный Максим пишет: “К душе, соответственно ее умной части, относятся ум, мудрость, созерцание, знание и незабывающее знание; завершение их есть благо. А истина и благо обнаруживают Бога”.
Характеристика мышления
Человек обладает сложным мышлением. Всякое мышление отражает множественность или, по крайне мере, двойственность. Оно есть связь неких крайностей, соединенных друг с другом, связь мыслящего и мыслимого. Мышление — это движение мысли от мыслящего к мыслимому.
Преподобный Максим различает практический разум и теоретический ум. Ум не является энергией разума, мудрость — рассудительности, а знание — делания, так как эти первые моменты есть целями вторых, и достижение их дарует состояние покоя для первых. Согласно св. Максиму, практическое находит в теоретическом свое основание, а вместе они представляют собой две основы духовной жизни, содействующие развитию человека. И теоретическое и практическое одинаково снимается в высшем состоянии обожествления (обожения). Самореализация души, согласно онтологии св. Максима, устремлена к цели, к состоянию покоя всех сил и энергий — т. е. к экстазу.
Сам Максим Исповедник пишет об этом состоянии так: “Что касается незабывающего знания, то оно есть непрестанное и устойчивое вечное движение мудрости, созерцания и знания вокруг Познаваемого, которое выше всякого знания, пределом этого движения служит Истина…”
Подготовил архимандрит Иларий (Шишковский)
← Святитель Макарий — собиратель духовных сокровищ Руси | Прп. Максим Исповедник → |
---|