Врата в небо. О рукотворенной святыне
Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: “Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих… какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?” — говорил архидиакон Стефан (Деян. 7, 48–50).
Однако эти слова первого мученика за веру во Христа скорее имели целью обличить горделивое мнение иудеев, считавших Иерусалимский храм единственным местом для поклонения Богу, нежели утвердить ненужность Богопочитания в ощутимой форме.
Человек — существо духовное, но вместе с тем чувственное, перстное. В самой его природе заложена потребность Богопочитания в вещественной форме: от определенной молитвенной позы и символических действий до отведения мест, посвященных Богу. Потребность эту освятил Сам Господь. Вспомним слова Всевышнего, сказанные Им Моисею в Неопалимой купине на горе Хорив: “…сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” (Исх. 3, 5). Храм — это дом Божий, сосуд Божественной благодати, Божественной энергии, спасительной силы Божией, необходимой человеку для его духовно-нравственного совершенствования.
* * *
Также в Библии уже на первых страницах говорится о жертвоприношении как обязательном условии Богообщения: “…Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и тука их” (Быт. 4, 3–4), о сооружении жертвенника как особого места, посвященного Богу: “И устроил Ной жертвенник Господу…” (Быт. 8, 20)
Патриарх Иаков на месте чудесного видения Бога и Ангелов, в Вефиле, посвятил камень Господу и назвал его “домом Божиим” (Быт. 28, 22). И Господь принял эту рукотворенную святыню. Более того: “Столь малый дар, один камень, поставленный столпом и названный “домом Божиим”, Бог не только не забывает, но через столько лет вспоминает о нем как о чем-то великом, принесенном Ему в дар, и обещает за него в воздаяние Самого Себя: “И Я буду с тобою” (Быт. 31, 13). То есть как бы говорит: “Ты, Иаков, принес Мне в дар простой камень, я же возложу на голову твою “венец из чистого золота” (см.: Пс. 20, 4) …Ты поставил Мне столп малый, Я же Сам буду для тебя крепкой защитой от врага (см.: Пс. 60, 4); ты возлил на столпе немного елея, Я же умащу елеем благословения голову твою — исполню тебя всякими благами; ты назвал малое место Моим домом, Я же умножу дом твой, как звезды небесные и как песок морской. А сверх этого сотворю то, что от твоего племени приму плоть от Пречистой Девы, чтобы спасти мир. Итак, Я буду с тобою”, — пишет свт. Димитрий Ростовский.
* * *
После исхода израильтян из Египта и дарования Синайского законодательства Господь прямо повелевает Моисею сделать переносной храм — Скинию — как вещественное место Своего присутствия: “И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте” (Исх. 25, 8–9). Апостол Павел называет ветхозаветную скинию “святилище земное” (Евр. 9, 1). По окончании всех работ Сам Господь в подтверждение своих повелений относительно сооружения места особого присутствия Божия видимым образом, в облачном столпе, освятил Скинию: “И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию…” (Исх. 40, 34)
С утверждением на престоле царя Соломона и расцветом Израильского царства естественным образом возник вопрос о сооружении более подходящего места поклонения Богу. Желание возвести храм в Иерусалиме выразил еще царь Давид, но Господь не одобрил его намерение, указав, что это сделает его преемник: “Он построит дом имени Моему…” (2 Цар. 7, 13) По окончании строительства и освящения Храма Господь, вновь видимым образом, подтвердил Свое благоволение обитать на святом месте: “…облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень” (3 Цар. 8, 10–11). Затем Господь, явившись царю Соломону, снова подтвердил святость Иерусалимского храма — рукотворенного обиталища Господа: “Я освятил сей Храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни” (3 Цар. 9, 3).
* * *
В Новом Завете Господь Иисус Христос свидетельствует о Себе: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить” (Мф. 5, 17). Святость храма как дома Божия подтверждает также ответ Спасителя книжникам и фарисеям: “…клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем…” (Мф. 23, 21) Ревнуя о святости места, Иисус Христос изгнал торговцев из храма: “Не написано ли: “Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов”? А вы сделали его вертепом разбойников” (Мк. 11, 17). Спаситель дал утвердительный ответ и о подати на храм, сказав ап. Петру: “…пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его, и отдай им за Меня и за себя” (Мф. 17, 27).
Бывая в Иерусалиме, Господь ежедневно посещал Храм. И, когда Его брали под стражу в Гефсимании, Христос сказал: “Каждый день бывал Я с вами в Храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы“ (Лк. 22, 53).
Для совершения действий, которые должны были послужить основанием новозаветного богослужения, Христос избирал особые места. Небесному Отцу Господь молился в саду Гефсиманском (см.: Мф. 26, 36–46; Мк. 14, 32–43; Лк. 22, 39–53; Ин. 18, 1). Таинство Евхаристии было установлено в Сионской горнице (см.: Мф. 26, 20–29; Мк. 14, 17–25; Лк. 22, 14–30; Ин. 13, 1–30).
* * *
Апостолы, следуя примеру Спасителя, до гонений на Церковь после Иерусалимского Собора 51 г., “пребывали всегда в Храме, прославляя и благословляя Бога” (Лк. 24, 53). И после сошествия Святого Духа апостолы, облеченные “силою свыше” (Лк. 24, 49), “всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе” (Деян. 5, 42). До разрушения Храма в 70 г., во время иудейского восстания 66–72 гг., Павел, находясь в Иерусалиме, посещал Храм “для поклонения” (Деян. 24, 11); ради этого апостол откладывал проповеднические труды, чего никогда не делал даже в заключении.
Разрушение Храма, предсказанное самим Спасителем (“…все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне” (Мк. 13, 2)), не только прекратило жертвоприношения, замененные Искупительным подвигом Иисуса Христа, но также косвенно подтвердило святость Храма. С тех пор нигде в другом месте жертвоприношения не приносятся.
Главным местом богослужебных собраний для совершения молитвы и Евхаристии первохристианских общин служили частные дома (см.: Деян. 2, 42, 46; Рим. 16, 4; Кол. 4, 15; Фил. 2). Либо в доме выделялись для богослужений отдельные комнаты, которые обустраивались соответствующим образом. Дом, как постоянное место собраний верующих, переставал быть обыкновенным жилищем. Несомненным фактом, отмеченным, в частности, историками Евсевием Кесарийским и Оптатом Милевийским, является наличие у христиан первых веков и отдельных храмов в современном смысле — для совершения богослужений. Эдикт императора Диоклитиана, которым началось гонение (303 г.), повелевал разрушать христианские храмы. Обычай же совершать богослужения в стенах частных домов сохранялся еще долго после Миланского эдикта 313 г., официально прекратившего гонения на христиан.
Александр КУКУИШКО
← О воспитании в детях стыдливости | Таинственный мир иконы → |
---|