Православные храмы

Храм Рождества Богородицы (на «Чайке»)

Строительство нашего храма было начато в 1989 году Ассирийской…

Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (Южное кладбище)

25 сентября 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Пантелеимоновский собор, Феофания

Главный храм Пантелеимоновского женского монастыря города Киева, один…
Публикации

Проти марнослiв’я

Ніякий гріх так не розповсюджений між людьми, як марнослів’я. Слова течуть,…

Еще раз о церковнославянском языке

“Славянский язык не для всех понятен: поэтому многими литургистами нашей Церкви…

Поделиться радостью со всеми

Интервью с архиепископом Ивано-Франковским и Коломыйским Николаем (Грохом)

Пшеница Божия: мученики XX века

Святая Церковь с благоговением почитает память чад Своих, кровью доказавших верность Богу. “...И будете ненавидимы всеми за имя Мое”, — говорил Господь (Мф. 10, 22). Звездами светлыми именует Церковь святых мучеников, которые светом своим возвещают Солнце — Христа.

История Православной Церкви Киевской Руси, в отличие от Древних Православных Церквей, не знала эпохи мучеников. Такой эпохой для нее стал ХХ век. Взгляд на это время как на трагическое, с позиции человечности, вполне понятен и оправдан. Но с позиции церковной и религиозной, это время великой славы и торжества верных Церкви Христовой. Звездами светлыми именует Церковь святых мучеников, которые светом своим возвещают Солнце — Христа.

Святой Игнатий Богоносец, зная о неизбежности мученичества и сознательно исповедуя перед язычниками свою веру, писал христианам Рима: “Я пшеница Божия: пусть же смелют меня зубы зверей, чтобы я стал чистым хлебом Христовым”. Первым колоском нашей Церкви, срезанным серпом красного воинственного атеизма, стал священномученик Владимир (Богоявленский) — второй Владимир, после великого Киевского князя-крестителя. Мученической кончиной святителя началась эпоха крещения Руси кровью, долгий период гонений на Церковь, когда огромное число клириков и мирян приняли мученический венец, держась веры Христовой до смерти (см.: Откр. 12, 11).

Октябрьский переворот 1917 г. вызвал смуту в церковной жизни Украины. Будучи противником переустройства жизни епархии и неканонических действий по созданию автокефалии, Митрополит Владимир, вступивший на древнюю патриаршую кафедру в 1915 г., призвал пастырей и пасомых избегать вражды и не допустить раскола, оберегать Церковь от эйфории политизации в единстве и чистоте Православия. С приходом в Киев гражданской войны и захватом города большевиками начались невиданные доселе грабежи с осквернением христианских святынь.

25 января (7 февраля по н. ст.) 1918 г. вооруженные люди ворвались в покои Митрополита и после истязаний вывели его за стены Лавры и расстреляли. Перед смертью архипастырь совершил молитву, благословил своих убийц и сказал: “Пусть Господь вас простит”. Найденное братией тело святиетеля было обезображено огромным числом колотых и огнестрельных ранений. Похоронили Митрополита Владимира в Кресто-Воздвиженском храме, на территории Ближних пещер Киево-Печерской Лавры. В лике святых архипастырь-исповедник был прославлен летом 1992 года. В том же году были открыты для почитания его честные мощи, которые ныне почивают в Благовещенском храме Дальних пещер.

Пример мучеников очень важен для современного человека, который руководствуется чаще всего искаженными понятиями о жизни. Он помогает постичь очевидную истину: как ни ценна наша земная жизнь, она не дороже вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в истине до конца: “Претерпевший же до конца, — говорит Господь, — спасется” (Мк. 13, 13).

Мы все глубже постигаем, что недалекое прошлое было временем не только массовой гибели невинных людей, не только богоборчества и богоотступничества, но и наивысшего, светлого, попирающего смерть мученического подвига, который по значимости можно сравнить только с исповедничеством первых христиан.

Новомученики свидетельствуют и сегодня — перед нашим секуляризованным обществом. Пред обществом, в котором мы наблюдаем духовное обнищание, разрыв семейных и социальных связей, служение идеалам самоублажения и вседозволенности. Именно сегодня чрезвычайно важным является живое свидетельство об Истине, о ее поборниках, готовых пойти против общепринятых воззрений, против лукавства века сего, против зла, таящегося под личиной добра.

Прославляя мучеников, мы устремляем свои сердца к Божественной любви, которая не дает нам захлебнуться в греховной тьме. Мы благоговеем пред сонмом мучеников, страстотерпцев и исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш народ, за нашу Украину. Их молитвами, молитвами первомученика нашего времени святителя Владимира пусть Господь укрепит нас в вере и несении своего креста. Аминь.

Проповедь Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu