Несколько слов об “отчитках”
Предлагаем вашему вниманию статью доктора богословия, профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова.
Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике — крещение, причащение, венчание или монашеский постриг, принимаемые по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (см. Мк. 16, 16).
Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, почти всегда не имеющие на то благословения епископа, без которого иерей, в принципе, не имеет права совершать ни одного нетрадиционного (необычного, не совершающегося повсеместно) священнодействия. Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более чем попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого “отчитывание” превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного. Лаодикийский собор (364) постановил: “Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах...” (правило 26). Это красноречиво свидетельствует как о нецерковном характере новой практики, так и о духовном состоянии отчитывающих.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: “А кто желает повелевать нечистыми духами или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот, хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями...”
Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. “Постановления апостольские” (III век) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что “славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем”.
В V веке экзорцисты уже не упоминаются. Специальный же чин отчитывания, появившийся в требнике в XVII веке, имеет католическое происхождение, и в нашей Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из отечественных святых не отчитывал всех поголовно и в той форме, как это пытаются делать некоторые современные священники, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления. Чтобы убедиться в этом, достаточно, например, вспомнить, как изгоняли бесов Оптинские старцы, или прочитать “Слова об одержимых” в поучениях афонского старца Паисия Святогорца.
Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что “сей род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар освобождения от злых духов. Только достигший Христова смирения и бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы, а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий изгонять (отчитывать) злых духов “Иисусом, Которого Павел проповедует” (Деян. 19, 13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но и бесноватого ввергнуть в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа, нельзя создавать видимость действия Его дара.
Святитель Игнатий Брянчанинов с горечью восклицал о подобных попытках: “Душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований”.
Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли “просто” молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже — внешней, совершая Таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед Таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.
Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами. Теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу “проповедовать”, вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.
Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.
В послании под именем святителя Климента Римского “О девстве” аскетам предписывается “посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания”.
“Кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей”.
Преподобный Варсонофий Великий. Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно. Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им — дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову.
Преподобный Иоанн Пророк. На просьбу помолиться о бесноватом сказал: “Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо “много может усиленная молитва праведного” (Иак. 5, 16).
Преподобный Исаак Сирин предостерегал от прекословия бесам: “Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие”.
Блаженный Феофилакт Болгарский. Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждым из нас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой...
Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.
Массовое “отчитывание” представляет собой явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение “нового века”, а в секулярной среде — так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.
Величайшее искушение для человека — “сорвать тайны бытия” (Бога, человека, природы) и самому стать “как Бог”, неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи — своего рода психологическая революция человека против Бога, какими бы внешними формами богопочитания она ни прикрывалась.
По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира — антихриста, “человека греха”, “беззаконника” (см. 2 Фес. 2, 3, 8) в высшем и исключительном значении этого слова, “так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога” (2 Фес. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.
← Глас в пустыне. Отзвук православного мировоззрения в украинской прозе советской эпохи | Нетленная красота → |
---|