Нужен ли сознанию “сон золотой”. Влияние сект на сознание человека
Религиозные образования сектантского толка, системы псевдооздоровления, парамедицинского врачевания и ориенталистские восточные практики самосовершенствования объединяются общими принципами воздействия на психическую сферу человека и его последствиями.
Они разделяются по признакам контроля над психикой и сознанием человека, контроля над его сознанием. Но пути психического воздействия на человека, формы и методы реализации такого рода программ совершенно стандартны. Вначале первый контакт, информационное воздействие. Нельзя завладеть вниманием человека, не сообщив ему о существовании этого “чего-то”. Естественно, в привлекательной для человека форме.
Дать рациональное понятие Церкви невозможно, она есть совершенно новое, особенное на земле бытие, которое нельзя с точностью определить мирскими словами. С одной стороны, Церковь есть собрание верующих, и, чтобы уразуметь природу Церкви, необходимо жить в Церковной атмосфере, быть членом Церкви. Но Церковь не есть просто собрание людей. Она есть прежде всего то, что их собирает, т. е. данная людям свыше форма единения, посредством которой они могут быть причастны Божеству. И задача Церкви — водворить в твари (человеке) Царство Божие, приобщить конечное и временное к бесконечному и вечному. Павел ФЛОРЕНСКИЙ
В Церкви соединяются два начала, две природы: человеческая и Божественная. Человеческое в Церкви движется и изменяется, но не хаотически, а под действием духовной, божественной силы; дела церковных людей представляют собой не совершенное, а только совершенствующееся.
***
Церковь, Богочеловеком Христом основанная, имеет и состав богочеловеческий. Но разница в том, что Христос есть совершенный Богочеловек, а Церковь еще не есть совершенное Богочеловечество, а только совершающееся. Но наши людские несовершенства не могут упразднить святость Церкви, потому что она получает свою жизнь и силу от Самого Христа... Павел ФЛОРЕНСКИЙ
Глеб Жеглов объяснял молодому Шарапову: главное в беседе — нащупать интересующую человека тему, разговорить его, и тогда он раскроется. Это утверждение верно для любой формы межчеловеческого общения.
Далее ведется поиск индивидуально значимой психической составляющей сферы интересов человека, в отношении которого ведется психологическая интервенция. В этом случае очень удачной может быть апелляция к непрофессиональным описаниям психотехник. Затем последовательно задействуются другие, специальные, техники психологического воздействия.
В психике человека существуют определенные заслоны, препятствующие некритическому восприятию внешней информации. Не будь этих барьеров, наше сознание уподобилось бы флюгеру, поворачивающемуся от малейшего дуновения ветра.
Гипноз, программирование, ослабление
Следующим этапом формирования психологической зависимости в системе тоталитарных сект является подавление этих самых защитных механизмов — физиологических (иммунного барьера) и психологических, где, собственно, и работают психотехники. Защитный барьер разрушается ослаблением физического здоровья человека: через лишения пищи, сна и т. д.
У каждого из нас есть опыт переживания легкого воздействия в моменты физического или психологического утомления. В сектах такое состояние формируется искусственно: тогда любое психологическое воздействие реализуется более успешно. Техники заимствуются из психологической и психотерапевтической практики: это элементы суггестивного воздействия, приемы гипноза, элементы нейролингвистического программирования, фрейлинга (подстраивания к реципиенту) и проч. В конечном итоге у вовлеченного в тоталитарную систему наблюдается феномен психологической зависимости, близкий к зависимости химической. Как наркозависимый уже не может обходиться без ежедневного приема наркотика, точно так же сектант нуждается в ежедневном общении со своим “пастырем”, “учителем”. Иными словами, здесь наблюдается аналог специального, искусственного формирования патологической зависимости.
Рост Числа самоубийств
Какие конкретные последствия имеет вовлечение человека в тоталитарную секту? Во-первых, последствия психологического уровня: кроме утраты свободы воли и личностной самоидентификации, как правило, развиваются опасные тенденции к ауто- и гетеронасильственным действиям. В психике и поведении человека формируются болезненно значимые изменения, возникает склонность к деструктивно-агрессивным типам поведения: либо против собственной личности (суицид), либо против других. К сожалению, причины самоубийств и стремительного роста их количества, в частности в Украине, до сих пор как следует не изучены.
По оценочным исследованиям состояния психического здоровья вообще и его расстройства, не достигающего необходимости в госпитализации в частности, признаки нервно-психических отклонений не болезненного, но значимого характера проявляются у 60–80% населения. И, опять-таки, роль псевдорелигиозных культов в формировании этого состояния совершенно не изучена. А ведь она весьма значима… В крайних вариантах — это патологические изменения психики, требующие специальных психиатрических воздействий, вплоть до недобровольной госпитализации жертв тоталитарных сект (когда эти люди представляют собой опасность для окружающих).
Феноменом, привлекшим массовое внимание к проблеме, стало Великое белое братство. Тогда в разных областях Украины пришлось одновременно госпитализировать несколько сотен “братчиков”, в основном юношей и девушек переходного, подростково-юношеского, возраста, в психиатрический стационар.
Информационный вакуум
Доступ к достоверной информации имеет узкий круг профессионально заинтересованных лиц, а вот широкий доступ вовлекаемых в секты к сведениям явно недостаточен — как в количественном смысле, так и в качественном. Возможные негативные последствия влияния сект на для психическое и физическое здоровье населения объясняются недостаточно. Мы можем детально рассказать о вредных последствиях сектантской деятельности, однако не готовы представить развернутую альтернативную программу ее преодоления, с учетом конкретных индивидуальных свойств и интересов отдельных групп и категорий населения.
Не может не беспокоить абсолютное отсутствие политической воли для реализации ограничительных законодательных мер в отношении деятельности тоталитарных формирований и, конечно же, новой нормативно-правовой базы, которая бы защищала общество от такого рода феноменов. Превентивные меры никоим образом не противоречат концепции свободы совести и вероисповедания: сектантская деятельность ведет к деструкции личности и самой страшной форме рабства — психологической. Однако законодательные и исполнительные органы власти, видимо памятуя о нашем тоталитарном прошлом, до сих пор не наработали реальных нормативно-правовых механизмов противодействия крайне опасным общественным явлениям, которыми являются тоталитарные образования. Заметно отстаем мы и
в создании отечественных аналогов реабилитационных центров для пострадавших от деятельности сект, для людей, которым удалось оттуда вырваться или которые стоят на распутье. Нынешние государственные и общественные институты с новой функцией не справляются.
* * *
Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой, — говорит Беранже в своих “Безумцах”.
Не золотой сон, а реальная жизнь нужна человеку. Возвращение к нормальному социальному функционированию пострадавших от сект — наша общая задача, успех выполнения которой зависит от координации общих усилий.
← Церковное служение женщины | Крест, обвитый колючей проволокой “ГПУ НКВД делало все, чтобы о “ненужном” человеке не осталось никакого воспоминания…” → |
---|