Православные храмы

Никольский собор Покровского монастыря

Крупнейший по размерам храм Киева, сооруженный в 1896—1911 гг.…

Часовня великомученика Георгия и храм собора двенадцати апостолов (в МАУП)

Часовня вмч. Георгия сооружена в 1999 г. 7/20 августа 1999 г.…
Публикации

Канонизация новых святых — свидетельство святости Церкви

С избранием Блаженнейшего Митрополита Владимира на Киевскую кафедру впервые…

На Ивана или на купала?

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической…

О чем бубнят привидения Зеленого театра

Прохладным апрельским вечером я возвращалась домой после исповеди. На душе было…

Преподобный Иоанн Дамаскин: О мире невещественном, Ангельском

Поскольку благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку Своей благости благоволил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его благости, то Он приводит из небытия в бытие и созидает все видимое и невидимое и человека, состоящего из видимого и невидимого.

Бог видел все прежде, чем стало существовать, от вечности представляя в уме Своем; и каждая вещь получает свое бытие в предопределенное время.

Так, Бог есть Творец и Создатель Ангелов, приведший их из небытия в бытие прежде всех других тварей и создавший их по образу Своему, по естеству — бестелесными, подобными некоторому духу и огню невещественному. Ангелы, как твари, не суть создатели. Один только Творец знает род и предел сего существа. Бестелесным же и невещественным называется Ангел по сравнению с нами. Ибо все в сравнении с Богом — единым, несравнимым — оказывается грубым и вещественным

Ангел есть естество разумное, одаренное умом и свободою, изменяемое в своем расположении или воле. Ибо все сотворенное изменяемо, одно только несотворенное неизменяемо. И все разумное свободно. Посему Ангельское естество, как разумное и одаренное умом, имеет свободу, но, как сотворенное, изменяемо, может свободно пребывать и преуспевать в добре и уклоняться к злу. Ангел бессмертен не по естеству, но по благодати, так как все, имеющее начало по естеству, имеет и конец.

Ангелы суть вторые светы умные, заимствующие свое просвещение от первого и безначального Света. Они созерцают Бога, сколько могут, и это их пища. Живут на небесах, и одно у них дело — славить Бога и служить Божественной Его воле. Они не имеют нужды ни в языке, ни в слухе, но без произносимого слова сообщают друг другу свои мысли и намерения.

Все Ангелы сотворены Словом и приняли совершенство от Святого Духа посредством освящения, соделавшись причастными просвещения и благодати по мере достоинства и чина. Следовательно, освящение имеют они не из собственного существа, но от Духа и пророчествуют только по благодати Божией. Они ограниченны, ибо, когда находятся на небе, не бывают на земле, и, когда Богом посылаются на землю, не остаются на небе. Впрочем, не удерживаются ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями, потому что не определимы.

Называю же их неопределимыми потому, что когда по воле Божией являются они достойным, то являются не такими, каковы сами в себе, но преобразуются (т. е. принимают на себя такой образ, или вид, как повелит им Господь Бог), что видящие могут видеть их. Ибо по естеству и собственным образом — беспредельно одно несотворенное, а всякая тварь определяется сотворившим ее Богом. Будучи умами, существуют и в местах мысленных, не ограничиваясь подобно телам (так как по природе не имеют телесного образа и трехмерного протяжения)…

Одному Богу свойственно действовать повсюду в одно и то же время. Ангел, по естественной своей быстроте и готовности, быстро переходит с одного места на другое, действуя в различных местах, тогда как Божество, будучи везде и выше всего, действует одним и вместе простым (непосредственным) действием различно в одно и то же время.

Равны ли они (Ангелы) по сущности, или различаются друг от друга — мы не знаем. Это знает один Бог, сотворивший их, Который и знает все. Различаются же они друг от друга просвещением и степенью: или имея степень, соответственную просвещению, или соразмерно степени участвуя в просвещении и просвещая друг друга по преимуществу чина или естества (так что и сами они, некоторым образом, познают природу друг друга). Но известно, что высшие сообщают низшим просвещение и ведение. Они сильны и готовы к исполнению воли Божией и по быстроте естества тотчас являются повсюду, куда ни повелит Божественное мановение.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu